Найти в Дзене
TacticMedia

Сергей Махов. Невероятные и удивительные приключения Томаса Кокрейна. Бразильская одиссея

Оглавление

13 июня 1922 года сэр Томас Кокрейн, окончательно разругавшись с Сан-Мартином, подал в отставку с поста командующего чилийским флотом. Но он ненадолго оставался не у дел, приняв от Педру I приглашение возглавить флот Бразилии.

18 января 1823 года Кокрейн покинул Чили и прибыл в Бразилию 13 марта, а 21 марта ему был вручен патент, в котором он назначался командующим бразильским флотом. И для неугомонного лорда началась новая глава его жизни, как всегда полная приключений.

Краткая предыстория

В 1807 году французские войска вторглись в Португалию, и королева Мария со своим сыном, принцем-регентом Жуаном, спешно бежали на кораблях английского флота в Бразилию, где Жуан пошел на неслыханное – объявил Бразилию метрополией, а вот захваченную французами Португалию – колонией.

Что собой представляла Бразилия на сломе эпох? Население ее составляло где-то 3.4 миллиона человек, из них – 3/5 – свободных, белых, мулатов, метисов, черных, 2/5 – рабы. Выходцы из Португалии назывались Reinóis (ренойс) и обладали всей полнотой власти в колонии. Белые, родившиеся в Новом Свете, назывались mazombos (мазомбу), и были в основном плантаторами и купцами. Экономическая жизнь была сосредоточена по побережью в провинциях Пернамбуку, Байя и Минас-Жерайс. Пернамбуку производил основную долю бразильского сахара, Байя – хлопок, патоку и табак, ну а в Минас-Жерайс главенствующей была горная промышленность, а именно – добыча золота и алмазов.

Добыча золота в горах Минас-Жерайс, XIX век. (ensinarhistoriajoelza.com)
Добыча золота в горах Минас-Жерайс, XIX век. (ensinarhistoriajoelza.com)

В 1815 году Наполеон потерпел поражение, и династия Браганса восстановила свою власть над Португалией, однако ставший королем после смерти Марии Жуан VI не хотел возвращаться в Лиссабон, и остался в Бразилии, управляя Португалией через доверенных лиц, причем через англичан (об этом чуть ниже). Изначально у него была мысль послать на трон Португалии своего сына Педру, чтобы он там правил вместо отца, однако после долгих раздумий в 1818 году он решил ехать сам, поскольку у него были большие подозрения, что тамошние либералы вообще хотят лишить его трона. Тут вообще надо сделать небольшое отступление.

В 1815 году, как раз после поражения Наполеона в Португалии часть высших офицеров и «примкнувших к ним» масонов сформировала «Верховный комитет освобождения Португалии и Алрагве», возглавляемый генералом Гомешем Фрейра де Андраде. Главной задачей заговорщики видели проведение либеральных реформ в Португалии, а также изгнание из страны британских войск, дабы отстранить британцев от ручного управления Португалией, которое они фактически и осуществляли с 1808 года. В 1817 году «Комитет» был раскрыт, причем британской разведкой, многие его члены арестованы, 12 человек казнены, а принцем-регентом короля Жуана стал небезызвестный уже нам по приключениям в Аргентине дослужившийся до генерала Уильям Карр Бересфорд. Но Бересфорду этого показалось мало, и он отплыл в Бразилию, требовать у Жуана еще больше полномочий ради «подавления местных якобинцев».

Воспользовавшись отсутствием Бересфорда, масоны и армейские офицеры начали восстание в Португалии, которое вошло в историю как революция 1820 года. Из представителей армии и администраций двух главных городов метрополии – Лиссабона и Порту – была образована «Временная коллегия Верховного правительства Королевства» и выпущен «Манифест португальцам», в котором восставшие требовали введения конституции по типу Кадисской, а также – внимание! – восстановления «Колониального Акта», то есть монополии Португалии на торговлю с Бразилией.

Понятно, что это был удар под дых прежде всего по англичанам, которые с 1808 года расположились в Бразилии как у себя дома и фактически монополизировали ее торговлю. Пострадали и местные купцы, которые с открытием Бразилии для Европы получали сверхприбыли от реализации своих товаров – сахара, кож, хлопка, табака, и т.д.

.Принц-регент Жуан, будущий Жуан VI с бюстом своей матери, королевы Марии. (wikimedia.org)
.Принц-регент Жуан, будущий Жуан VI с бюстом своей матери, королевы Марии. (wikimedia.org)

Понятно, что Жуан теперь срочно решил ехать на родину, дабы совсем не лишиться власти. Педру он оставил в Бразилии в качестве принца-регента, а сам собрался в путь. В январе 1821 года начали свое заседание кортесы, а в апреле Жуан отбыл в метрополию, посоветовав Педру, что если в Бразилии вдруг начнется движение за независимость, не бороться с ним, а возглавить, чтобы самому стать императором. Он объяснял сыну свою позицию так, прозрачно намекая на Сан-Мартина, Боливара и иже с ними:

«Педру, если Бразилия отделится, то я уверен - ты-то будешь меня уважать, даже просто из чувства сыновней любви, чего никогда не дождешься от кого-либо из местных обормотов».

Вместе с королем уехала и большая часть двора, привезенная им в 1808-м. Перед отъездом придворные нахапали товаров и золота сколько могли, фактически обчистив Бразильский банк.

Бразилия получает независимость.

Понятно, что, когда до Бразилии дошли слухи о происходящем в Португалии, а также о требованиях метрополии о «реколонизации Нового Света» и восстановлении «Колониального Акта» - местные этому совершенно не обрадовались. Лидером движения за независимость стало капитанство Пернамбуку – там 29 августа 1821 года вооруженные и организованные граждане осадили резиденцию генерала Луиша ду Рего Барретту, палача «пернамбукской революции» 1817 года. В результате Барретту был отрешен от власти, а его место заняла Жунта (Хунта) Пернамбуку, которая 5 октября издала указ об изгнании португальских войск из Бразилии.

На тот момент по всей Бразилии находилось примерно 10 тысяч солдат, а также эскадра, состоящая из 1 линейного корабля, 2 фрегатов, 4 корветов, 2 бригов и 4 мелких кораблей. Около 3000 солдат находилось в Монтевидео, 3000 – в Сан-Сальвадор-де-Байя, 2000 – в Рио-де-Жанейро, остальные – в городах поменьше.

И далее началось движение за независимость, причем возглавляемое самим принцем Педру, который вел секретную переписку с отцом и получил летом 1821 года такой совет:

«Яблоко уже созрело, срывай же его скорее, иначе сгниет!».

К тому же летом 1821 года из Португалии прибыла эскадра от кортесов с требованием – Педру должен вернуться в Португалию, иначе он будет объявлен сепаратистом и мятежником. Когда принц отослал эскадру домой, сообщив, что хочет остаться в Бразилии – ярость депутатов не имела предела.

Читать полностью >>>