Найти тему
Дом Римеоры

О дочеловеческих цивилизациях (часть 1)

Картина Мехмеда (Место) Коземена.В фейсбуке автор дал ей следующий комментарий: "Скутеллозавр, примитивная форма панцирных динозавров, отдыхает под колонной, некогда посвящённой пермскому божеству Тенебриель Утентетарикс. Хотя окрестные животные не подозревают об этом, это один из последних памятников исчезнувшей цивилизации, которая практически уничтожила планету в предыдущую эпоху".
Картина Мехмеда (Место) Коземена.В фейсбуке автор дал ей следующий комментарий: "Скутеллозавр, примитивная форма панцирных динозавров, отдыхает под колонной, некогда посвящённой пермскому божеству Тенебриель Утентетарикс. Хотя окрестные животные не подозревают об этом, это один из последних памятников исчезнувшей цивилизации, которая практически уничтожила планету в предыдущую эпоху".

Многие столетия люди надеются найти другие цивилизации. В преданиях и сочинениях самых разных народов и культур есть истории про жителей Луны, Солнца и других небесных тел. С началом эры космонавтики и созданием мощных радиолокаторов эти поиски перешли в практическую плоскость. Обычно предполагается, что «братья по разуму» ждут нас в космосе. Такое направление поиска имеет свои резоны: космос велик, в нём имеются миллиарды звёзд и планет, и на какой-то из них наверняка могла появиться разумная жизнь. На этом, однако, основания для оптимизма заканчиваются. Цивилизация, способная вступить с нами в контакт, должна быть нашей современницей, использовать радиосвязь, регулярно «прослушивать» космос и находиться вдобавок в той сравнительно небольшой области Вселенной, где ограниченная скоростью света межзвёздная связь вообще имеет смысл. Человечество существует всего лишь несколько десятков тысяч лет, и только в последние сто лет оно освоило радио. Возможно, цивилизации способны существовать значительно дольше, но прямыми доказательствами этому мы не располагаем. Вместе с тем, по крайней мере, на одной планете мы можем искать следы цивилизаций, в том числе примитивных, на протяжении всей её истории. Эта планета – наша Земля. Геологическая летопись может быть уникальным источником информации о появлении и развитии различных форм разума, если только эти формы существовали до нас, а мы способны правильно интерпретировать их следы.

Наиболее очевидным свидетельством существования дочеловеческих цивилизаций было бы обнаружение их материальных следов. Однако артефакты, как правило, недолговечны. Даже египетские пирамиды не встретят первый миллион лет своего существования – ветер сравняет их с окружающей пустыней. Конечно, при особо благоприятном захоронении могут сохраниться и мелкие детали быта, как сохраняются отпечатки чешуек и пёрышек динозавров, но их не всегда достаточно, чтобы сделать вывод о существовании разума и цивилизации. Как свидетельствует история наших предков, даже размер мозга и обнаружение простейших орудий труда не могут служить здесь надёжными критериями. Обтёсанные гальки, приписываемые человеку разумному и прямоходящему, изготавливались по одному шаблону сотни тысяч лет, а следовательно являются скорее порождением изощрённого инстинкта, но не разума. В то же время, размер мозга у недавно открытого флоресского человека был не больше чем у крупных австралопитеков – а он оставил следы достаточно сложной материальной культуры.

Вместе с этим цивилизации, даже самые примитивные, оставляют следы, которые просто не могут затеряться в геологической летописи. Это результаты их масштабного воздействия на окружающую среду. Если мы проанализируем опыт взаимодействия человечества и природы, обстоятельства биосферных кризисов прошлого могут предстать перед нами в новом свете.

***

Из нашей истории мы знаем несколько типов цивилизаций: индустриальные, аграрные, цивилизации охотников и собирателей [1]. Могла ли в доисторические времена существовать цивилизация современного типа? Индустриальное общество требует для своего функционирования огромное количество вещества и энергии, которое она забирает из окружающей среды. Это означает, во-первых, быструю деградацию природных экосистем, а во-вторых, расходование и, в конечном итоге, исчерпание полезных ископаемых. Массовые вымирания и масштабные экологические кризисы происходили в истории Земли неоднократно. А вот с ископаемыми ситуация иная. Человечество активно использовало и использует многочисленные месторождения, некоторые из которых не могут вновь образоваться при современном составе гидросферы и атмосферы. Однако нам они достались, причём ряд из них настолько доступен, что их было возможно разрабатывать доиндустриальными методами. Для цивилизации, столкнувшейся с нехваткой ресурсов, исчерпанных предшественниками, некоторые ископаемые, например, углеводороды, оказались бы недоступны, другие же, такие как металлы, попадались бы в виде изменённых силами Земли отходов и лома [2]. Очевидно, что к нам это не относится, а значит из индустриальных цивилизаций мы на Земле первые.

Алмазный карьер "Мир" в Якутии. Для масштаба на заднем плане виднеются многоквартирные дома. Такие формы рельефа мы оставляем сейчас, и мы не находим их в истории Земли ранее.
Алмазный карьер "Мир" в Якутии. Для масштаба на заднем плане виднеются многоквартирные дома. Такие формы рельефа мы оставляем сейчас, и мы не находим их в истории Земли ранее.

Можно ли предположить, что некий доисторический разум создал на Земле аграрные цивилизации: оседлые земледельческие или кочевые скотоводческие? Земледелие даёт обществу обильный и относительно надёжный источник пищи, но требует существенных трудозатрат. Вследствие этого численность населения растёт, и оно вынуждено занимать под посевы все или почти все доступные площади. Если такая цивилизация будет существовать в течение длительного времени и заполнит всю Землю, в палеонтологической летописи мы увидим следующую картину: большую часть планеты, в первую очередь её самые благоприятные и биологически продуктивные области занимают бедные видами экосистемы, в которых есть несколько аномально питательных видов растений-продуцентов (плоды селекции), а большая часть консументов (по биомассе) представлены одним-единственным видом – самими земледельцами. А разнообразные экосистемы «дикого» типа сохраняются в холодном и засушливом климате, либо в труднодоступных районах. То есть ситуация окажется прямо противоположной той, что наблюдается в дикой природе. Там бедные видами сообщества образуются как раз в областях с тяжёлыми природными условиями, а при их улучшении биоразнообразие растёт. Касательно скотоводческих цивилизаций мы можем провести похожие рассуждения. Допустим, сами скотоводы и следы их материальной культуры каким-то образом полностью исчезли из геологической летописи. В этом случае мы увидим экосистемы с большим количеством растительноядных организмов и почти без хищников, в которых, однако не наблюдается признаков деградации.

Особым типом аграрной цивилизации можно назвать неизвестную из истории, но популярную в фантастической литературе модель биологической цивилизации. Её определяющей чертой является использование специально выведенных организмов в роли орудий труда. Хорошим примером такого рода является общество разумных рептилий йилан, описанное Гарри Гаррисоном в серии романов «Эдем». В случае, если мы столкнёмся с такой цивилизацией в геологическом прошлом Земли, мы не найдем орудий труда, однако описанные аномалии в структуре экосистем будут налицо [3].

Листрозавр (рис. Дмитрия Богданова). В самом начале мезозоя останки этой милой зверушки составляли в некоторых местонахождениях до 95% останков наземных позвоночных. Не может ли он быть следом присутствия древних скотоводов?
Листрозавр (рис. Дмитрия Богданова). В самом начале мезозоя останки этой милой зверушки составляли в некоторых местонахождениях до 95% останков наземных позвоночных. Не может ли он быть следом присутствия древних скотоводов?

Случалось ли палеонтологам находить такие вырожденные экосистемы? Насколько мне известно, нет. Во всех эпохах, от которых остались хоть какие-то ископаемые остатки, мы наблюдаем экосистемы с разнообразными продуцентами и должным количеством консументов (за редкими исключениями. Не был ли листрозавр "свиньёй" прошлого? [4]). Причём всегда, как только это становится анатомически возможным, в них присутствует мегафауна, то есть сообщества крупных животных (обычно под этим термином понимаются организмы массой более 45 кг). Разумный организм (по крайней мере, обладатель индивидуального разума) неизбежно также должен быть крупным. Мелкие существа тратят слишком много энергии на обеспечение нормальной жизнедеятельности и поддержание постоянства внутренней среды, и использование разума вместо инстинктов для них энергетически невыгодно. Следовательно, носители разума являются естественными конкурентами прочей мегафауны, и процветание последней указывает на их отсутствие или, по крайней мере, подчинённое положение в экосистемах.

2010-2019 гг.

Всё иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.

(окончание следует)

Примечания:

[1] Здесь я придерживаюсь подхода Ф. Фернандеса-Арместо, который состоит в том, что цивилизацией называется любой способ воздействия общества на окружающую среду, а степень цивилизованности определяется силой и глубиной такого воздействия. Соответственно цивилизацией можно считать практически любую форму существования людей вплоть до общества палеолитических охотников и собирателей. См. Ф.Фернандес-Арместо. Цивилизации. М.: АСТ, 2009.

[2] Данные сценарий рассматривает Стивен Бакстер в рассказе «Дети времени». По его версии человечество, слабо изменяясь, продолжает существовать на Земле 800 миллионов лет, но, после крушения индустриальной цивилизации, оно не может развиться за пределы традиционной фазы именно в силу отсутствия необходимых ресурсов.

[3] Интересный вариант биологической цивилизации предложил Святослав Логинов в повести «Закат на планете Земля». Эта цивилизация, размещённая в самом конце мелового периода, производила основную часть питания при помощи аквакультуры и, вплоть до своего катастрофического конца, практически не изменяла структуру наземных экосистем (как и экосистем открытого моря). Единственным следом этой цивилизации стало лишь само мел-палеогеновое вымирание.

[4] Во избежание недопонимания: я так не думаю. Из позднепермских отложений неизвестно ни потенциально разумных организмов, ни их возможных предков. Некому было стать скотоводами.