Евгений Гиркин — собственник и генеральный директор группы компаний ToDoFood с оборотом более 370 миллионов ₽ в год. Успешным Евгений стал не сразу: первый бизнес-партнёр его обманул. Он рассказал о том‚ как это было‚ и дал советы‚ как вывести свой бизнес на высокие обороты после такой ситуации.
Делится опытом
Евгений Гиркин
столкнулся с аферистом, но не сдался
Как я связался с бизнес-аферистом
У работы в найме имеются свои плюсы и минусы. С одной стороны, есть стабильность, все процессы выстроены и налажены, график чёткий, круг задач — ясный. С другой, далеко не всегда есть возможность самостоятельно принимать решения, нужные для профессионального роста. В найме меньше свободы — не в смысле освобождения от ответственности, а в смысле погружения в ту сферу деятельности, которая вам особенно интересна.
В найме я работал долго и успешно, но его минусы со временем привели меня к мыслям о собственном бизнесе. Я стал просматривать в интернете различные материалы на эту тему. И однажды увидел объявление от бизнесмена, который занимался поставками из Китая и искал партнёра.
Я заинтересовался. Ведь на тот момент у меня как раз было образование по направлению внешнеэкономической деятельности.
Мы встретились, обсудили варианты сотрудничества и ударили по рукам. Наши договорённости мы не закрепили юридически, о чем я впоследствии очень пожалел.
В бизнес нужно было вложиться. Имея хорошую кредитную историю, я без труда оформил кредит на 3 миллиона ₽. И мы начали совместную деятельность.
Основным нашим товаром были сухари панко — это популярная панировочная смесь для жарки во фритюре. Они были хорошо востребованы у гостинично-ресторанного бизнеса. А у партнёра была уже наработанная клиентская база.
Но в один момент мой партнёр исчез
Он пропал вместе с нашим товаром — вывез со склада всё подчистую. Как потом выяснилось, он уже несколько лет подобным образом наживался за счёт доверчивых предпринимателей.
Для меня было шоком узнать, что мой партнёр оказался аферистом. Я остался ни с чем: товара нет, на мне кредит, а возвращать его нечем. Это было очень сложное время — без работы, без финансов, ещё и с обязательствами перед банками.
Тогда меня поддержали родные — именно они помогли мне закрыть кредиты. После этого я снова оказался перед выбором — идти в наём или продолжать работать на себя. Я выбрал второе.
Как я нашёл свою нишу
Обдумывая варианты бизнеса, я проанализировал спрос, учёл свои финансовые возможности. И решил, что буду продолжать работать в той же нише — то есть заниматься сухарями панко. Ведь было мало предложений этой продукции, а спрос на неё был достаточно высокий.
Начинать дело с нуля самому было неимоверно сложно. Радовало только то, что у меня была клиентская база, которую мы наработали до этого.
Я узнал об открытии отечественной компании по производству панировочных сухарей
Правда, они сильно отличались от импортных, но начинать с них было можно. Я договорился с владельцем предприятия об условиях сотрудничества с постоплатой. Помня предыдущий печальный опыт, наши отношения я оформил юридически.
Так как новый товар не отвечал требованиям моих прежних клиентов, часть из них я потерял. Но с частью, наоборот, благодаря новой продукции наладил прочное взаимодействие.
Как я создавал своё производство
Всё это время меня не покидала мысль о том, чтобы создать своё производство панировочных сухарей панко высокого качества. За год я постепенно накопил сумму, на которую можно было приобрести в Китае недорогую производственную линию.
Я решил не медлить, оплатил покупку и доставку оборудования — порядка $50 тысяч, то есть примерно 4,6 миллиона ₽. У меня оставалось два месяца на то, чтобы найти помещение под производство и сделать в нём ремонт.
Занимался монтажом оборудования я практически сам: кого-то нанимать для меня было достаточно накладно. Да и сухари панко в России не производили. Так что ни у кого не было понимания, как линия должна быть собрана правильно.
Я что-то додумывал, корректировал по ходу. Скудная инструкция от поставщика не очень помогала. Но в итоге справился — и с запуском первых партий сухарей, и с последующим их массовым производством.
Для массового производства я нанял двух пекарей и вместе с ними отрабатывал технологию приготовления буханок без корки, чтобы потом превратить их в сухари панко.
Как я был директором и грузчиком одновременно
В первое время я совмещал сразу несколько обязанностей — был и директором, и бухгалтером, и технологом, и менеджером по продажам, и где-то даже грузчиком. Это был замечательный опыт, который позволил изучить процессы бизнеса изнутри и в то же время проверить себя: насколько это моё, правда ли я этим действительно горю.
Через какое-то время я понял, что продажами нужно заниматься более плотно, потому что клиентов становилось много, и я один уже не справлялся с этой задачей. Я взял менеджера по продажам. А когда он активно развернул свою деятельность, я понял, что пора подумать об увеличении объёма производства.
Мне пришлось взять ещё нескольких пекарей и загрузить работу линии на 100%. Когда же и этого стало недостаточно, я решил сменить оборудование на более современное и мощное.
С увеличением производительности росла и команда — я нанимал новых сотрудников, делал ставку на их компетентность и опыт
Я сторонник той позиции, что начальник не должен пытаться быть в команде самым умным, потому что это ни к чему хорошему не приведёт. Не нужно бояться брать на работу специалистов в чём-то сильнее тебя, это будет только плюсом, позволит компании развиваться и добиваться отличных результатов.
Как я вывел компанию на обороты в сотни миллионов
В 2024 году ToDoFood исполнилось десять лет. За это время мы сумели выйти в топ российских производителей панировочных сухарей панко и продукции для паназиатской кухни.
Далеко не всё было гладко
Особенно нас заставил переживать период пандемии. Но я не увольнял команду. Даже в то время, когда мои сотрудники сидели дома, я выплачивал им зарплату. Были и плюсы таких перемен: мы провели диверсификацию бизнеса. Так у нас в ассортименте появились ещё и снеки. Сейчас у нас три современные производственные площадки, в планах строительство четвёртой.
Я плотно занимаюсь стратегически важными вопросами, направленными на масштабирование бизнеса. Так, мы подумываем о налаживании производства водорослей нори в России. Это полезная и востребованная на рынке паназиатской кухни продукция. Возможно, мы даже будем специально выращивать водоросли в наших акваториях. Сейчас мы прорабатываем этот вопрос с учёными Дальнего Востока.
Что я считаю секретом успеха
Меня никогда не останавливали трудности. Вернее, не только меня, а всю нашу команду. Я думаю, что секрет успешного бизнеса — именно в сильной сплочённой команде, в совместном стремлении расти и развиваться.
В начале каждого года мы традиционно проводим стратегическую сессию, вместе определяем задачи на год и стараемся придерживаться планов. Что-то получается, что-то — не совсем, но таким образом мы учимся на своих ошибках, набираемся опыта. В этом, наверное, и кроется особенность тех, кто готов быть первыми. Это значит искать оптимальные решения и грамотно воплощать их в жизнь.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной