Найти в Дзене

«Бизнес-обучение стало культурой и частью жизни»: интервью с директорами ВЭШ в честь 20-летия бизнес-школы

Оглавление

В 2024 году Высшая экономическая школа отмечает своё 20-летие. В честь юбилея школы её директора Юлия Голомшток и Юлия Рублевская рассказали, как изменилась компания и рынок бизнес-образования за это время, чему сейчас хотят учиться люди и ради какой миссии существует ВЭШ.

3 августа бизнес-школе ВЭШ исполняется 20 лет. Что вы чувствуете по этому поводу?

Юлия Голомшток:

Я испытываю радость за то, что мы продолжаем оставаться «живой», не окостеневшей компанией. Спустя 20 лет у меня остаётся ощущение бесконечного поиска новых форм и решений для бизнеса, экспериментов. Как будто мы всегда в начале пути к чему-то новому.

Юлия Рублевская:

Оглядываясь назад, я вижу, что за 20 лет мы выработали «иммунитет» к разного рода потрясениям, глубинную рефлексию и позитивный взгляд на всё. Я испытываю чувство азарта. Все эти годы я воспринимаю работу как захватывающее приключение и с интересом думаю: «А что там за новым поворотом? Это интересно! Давайте попробуем»!

-2

20 лет для компании — это много или мало?

Юлия Рублевская:

Рынок бизнес-образования в России достаточно молодой — первые бизнес-школы стали появляться в начале 90-х. Высшая экономическая школа появилась, когда рынок находился на этапе формирования. 20 лет для бизнес-школы — это серьёзный срок. За это время можно получить большой опыт, «набить шишек», понять, как устроен рынок, поэкспериментировать, найти новые методы работы.

Юлия Голомшток:

Такой возраст говорит об устойчивости бизнеса и его эффективности. Но с годами любая компания может стать заложником времени — формируются определённые привычки в том, как строить работу и вести деятельность. Это очень тонкая грань: можно, как локомотив, встать на рельсы и двигаться по одному маршруту. С нами этого не произошло, потому что рынок бизнес-образования и экономика в целом были и остаются очень динамичными. Мы постоянно пробуем что-то новое: ищем новые формы и форматы обучения, перестраиваем процессы, экспериментируем, запускаем дополнительные направления. При этом мы не ощущаем себя «ветеранами» рынка.

Как бы вы охарактеризовали ВЭШ в первые годы работы и сегодня? ВЭШ тогда и через 20 лет — какая она?

Юлия Голомшток:

ВЭШ появилась как школа маркетинга, а сегодня мы представляем широкий спектр программ обучения, связанных с бизнесом и менеджментом. В нашем портфеле — больше 150 курсов и тренингов, плюс корпоративное обучение и необразовательные форматы. Компания выросла, работа стала системнее, а обучение разнообразнее. 20 лет назад это было начинание для себя, а сегодня — это ответственность, которую мы несём перед большим количеством людей.

ВЭШ стала бизнес-школой, в которую люди хотят возвращаться. Выпускники звонят и спрашивают, чему ещё можно поучиться на наших программах. А последние два года к нам стали приходить учиться дети наших выпускников. Когда-то мы об этом мечтали, а сегодня видим, как мечта реализуется.

Кроме изменений есть то, что осталось неизменным — это наша уникальность. Мы никогда ни на кого не равнялись и взрастили свою идентичность.

Юлия Рублевская:

Я вижу, что ВЭШ стала ещё многограннее. В каждом направлении обучения есть свои «звёздочки» — наши преподаватели. Раньше у нас был небольшой коллектив, не было столько талантливых людей рядом, как сейчас. Такой рост радует.

-3

За годы работы вы прошли через несколько кризисов — 2008, 2014, пандемия 2020. И сегодня среда далеко не стабильна. Что помогло компании пережить эти сложные периоды? И за счет чего удаётся сохранять устойчивость в условиях турбулентности?

Юлия Рублевская:

Если бы не было этих кризисов, наверное, я была бы более инфантильной. Каждый кризис бросал вызов: мне нужно «повзрослеть» как управленцу или уйти с рынка. Несмотря на то, что все кризисы были сложные эмоционально и материально, они помогли мне стать более зрелым человеком и руководителем. Мы научились переживать кризисы более спокойно, воспринимать их не как катастрофу, а как сложную ситуацию, из которой можно найти выход. Я считаю, что компания прошла через все кризисы благодаря тому, что люди в ВЭШ верили друг в друга и оказывали поддержку.

Юлия Голомшток:

Каждый кризис — это всегда выбор: «лечь и умереть» или искать новые варианты жизни в предлагаемых обстоятельствах. По моему мнению, «лечь и умереть» нам не давала глубокая вера в своё дело.

Как за эти годы изменилось отношение бизнеса к обучению? Как менялись запросы клиентов?

Юлия Голомшток:

Я наблюдаю, как за годы нашей деятельности бизнес-обучение стало культурой для компаний и частью ежедневной жизни людей. Если, например, десять лет назад обучение и развитие персонала было привилегией для сотрудников, маркером уровня развития организации и её состоятельности, то сегодня обучение — это естественная функция бизнеса. Чтобы иметь успешный бизнес в быстро меняющемся мире, нужно регулярно обучать сотрудников и помогать им развивать новые навыки.

Чтобы проиллюстрировать, как изменилось отношение бизнеса к обучению, приведу такой пример: в кризис 2008 года компании первым делом сократили бюджеты на обучение и развитие сотрудников. Объём нашей работы упал. В более поздние кризисы спрос на обучение не сократился, наоборот, в период пандемии 2020 года у нас появились онлайн-программы. Это позволило большему количеству человек проходить у нас обучение.

У бизнеса сформировалось понимание, что обучать своих сотрудников — это не затраты, а инвестиции в рост, эффективность и устойчивость компании.

Я считаю, что трансформация произошла именно на фоне пандемии, когда обострилась ситуация на рынке труда. Дефицит специалистов отразился на многих сферах бизнеса. Предприниматели поняли, что их бизнес не может расти и развиваться, потому что сотрудникам не хватает квалификации и навыков. Наиболее актуальными стали вопросы по работе с персоналом: как привлечь людей в компанию, как их мотивировать и удерживать, как развивать людей и повышать их компетенции.

Юлия Рублевская:

Раньше было больше запросов на твёрдые навыки (hard-skills): как повысить продажи, как управлять финансами, производством, маркетингом. Сейчас люди больше хотят эффективно управлять своим временем, справляться со стрессом, лучше понять себя и свои эмоции, быть гибким, развивать коммуникативные навыки. Мягкие навыки (soft-skills) перешли в категорию базовых для современного человека. Например, профессия финансиста состоит из «хардовых» знаний и навыков, но чтобы эффективно выполнять свою работу и расти, финансисту необходимо уметь общаться с людьми — разъяснять свои решения, аргументировать позицию, договариваться, «продавать» идеи руководству, разрешать сложные ситуации и т. д. Поэтому необходимо развивать коммуникативные навыки.

Мягкие навыки, которые стали базовыми для современного человека:

-5

Расскажите, пожалуйста, что для вас значит «качественные знания»?

Юлия Рублевская:

Это знания, которые человек может применить на практике. Качественные знания помогают человеку глубоко понимать причинно-следственные связи в работе той или иной системы и принимать решения.

Юлия Голомшток:

Есть два понятия: «информированность» и «образованность». Когда человека информируют, в голове у него остаётся «масса» тезисов и знаний, но их наличие не влияет на действия и качество решений. Когда человека получает хорошее образование, он начинает думать и действовать по-другому, у него меняется глубина понимания предмета и растёт степень самостоятельности действий.

Для нас предоставлять качественные знания значит — помогать людям решать задачи на более высоком уровне и повышать эффективность работы.

Какой вы видите ВЭШ через 5 лет?

Юлия Рублевская:

ВЭШ останется «живой» и инновационной бизнес-школой. У нас расширится портфель и вырастет объём программ. Ещё я вижу, что мы будем активнее развивать направление по обмену опытом среди компаний, проводя бизнес-туры и посещая лучшие предприятия по всему миру.

Юлия Голомшток:

Для меня ВЭШ в будущем — это центр знаний, который притягивает людей по всей стране и из ближнего зарубежья. Мы не пойдём по пути создания филиалов. Вместо этого мы будем расширять поле деятельности за счёт новых программ, форм и инструментов обучения.

В бизнесе у компаний есть свои миссии. Какая миссия у ВЭШ?

Юлия Голомшток:

ВЭШ формирует у людей восприятие бизнеса как жизнеутверждающего творчества. С одной стороны, мир можно воспринимать как нечто сложное, с другой — сместить фокус на себя и проанализировать, насколько ты подготовлен к этому сложному миру. А это уже находится в руках каждого человека.

Только от человека зависит, сколько он получил знаний и навыков. Чем больше он вкладывает в себя, тем лучше справляется со сложностями в жизни.

Мы видим свою миссию в том, чтобы за счёт обучения помогать людям проживать свой путь в бизнесе и в работе не как борьбу с препятствиями и испытаниями, а как творческий путь. Восприятие бизнеса как жизнеутверждающего творчества делает жизнь интереснее, ярче и счастливее, превращая её в увлекательное приключение. Мы проживаем её так сами и делаем это возможным для других.