Найти в Дзене

Знаменитые самолеты мира: General Dynamics F-111 (1964)

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

ВВС США запустили свою программу Tactical Fighter Experimental (TFX) в 1960 году с выпуском. После поступления на вооружение продукт General Dynamics стал первым в мире штурмовиком, способным развивать сверхзвуковую скорость и оснащенным сложной авионикой, которая позволяла точно поражать цели за один заход и в любых погодных условиях. Благодаря большому внутреннему запасу топлива F-111 обладал большей дальностью полета. После победы в конкурсе TFX от конкурирующей компании Boeing design F-111 совершил первый полет в декабре 1964 года. Это был первый серийный самолет, оснащенный крылом изменяемой геометрии, или "поворотным", обеспечивающим высокие сверхзвуковые характеристики, крейсерскую скорость, большую дальность полета и относительно короткие взлетно-посадочные пробеги при большой загрузке. Он был дополнен усовершенствованными турбовентиляторными двигателями и радаром, отслеживающим местность. Примечательно, что два члена экипажа сидели бок о бок в сбрасываемой спасательной капсуле, которая также могла служить спасательным плотом или убежищем для выживания. Ходовая часть имела большие колеса и должна была быть достаточно прочной, чтобы допускать ограниченные полеты с неподготовленных взлетно-посадочных полос. В нижней части фюзеляжа был установлен небольшой оружейный отсек, но на практике он в основном использовался для перевозки топлива, а запасы размещались на пилонах под крыльями. Поскольку ВМС США искали истребитель на замену F-4 Phantom II, Министерство обороны США решило объединить требования ВМС и ВВС в рамках программы TFX. Хотя конкурирующие службы не были в восторге от этой идеи, ее продвинули, что привело к созданию F-111B для военно-морского флота. Согласно контракту на разработку от ноября 1962 года, General Dynamics должна была произвести в общей сложности 23 самолета, в том числе 18 F-111A для TAC и пять F-111b, которые должны были разрабатываться в основном компанией Grumman для военно-морского флота. После серии неудач военно-морская версия TFX была отменена в июле 1968 года. Хотя военно-морской флот планировал заказать 231 серийную модель, в конечном итоге было завершено производство только семи F-111b, включая пять опытных самолетов. F-111A, которых было построено 141 штук, выявил ряд проблем, связанных с авионикой, двигателями и впускными каналами, что привело к модификациям. Впервые поднятый в воздух в декабре 1964 года, F-111A поступил на вооружение 474-го тактического истребительного авиакрыла в октябре 1967 года. Первое развертывание во Вьетнаме последовало в марте 1968 года, но три из шести отправленных самолетов были потеряны в течение нескольких недель. Улучшения были внесены во вторую серийную версию, F-111E, которая отличалась улучшенными воздухозаборниками и слегка модернизированной авионикой, и было построено 94 самолета. Затем последовали 96 версий F-111D, которые отличались более совершенным и дорогостоящим авионикой и оснащались двумя двигателями TF30-P-9 мощностью 87,19 кН, заменившими агрегаты TF30-P-3 мощностью 82,29 кН предыдущих моделей. Окончательной версией для TAC был F-111F, 106 из которых были укомплектованы двигателями повышенной тяги и еще одним обновлением авионики. Оснащение авионики F-111F было более скромным, чем у F-111D, но было проще в обслуживании, и эта версия также включала еще более мощные двигатели в виде TF30-P-100 для значительно улучшенного отношения тяги к массе. FB-111A был стратегическим бомбардировщиком, поступившим на вооружение и оснащенным крылом большего размаха, позволяющей выполнять полеты при увеличенном весе. Эти самолеты предназначались для нанесения ядерного удара и, как таковые, могли быть вооружены двумя внутренними свободнопадающими ядерными бомбами B43 или боевыми ракетами малой дальности AGM-69. Крыло увеличенного размаха FB-111 было установлено на варианте F-111C для Королевских ВВС Австралии. F-111s RAAF, в который также входили модели RF-111C, оборудованные для разведки, и F-111Gs были последними, снятыми с вооружения в декабре 2010 года.

Поддержите канал-поставьте лайк.