Всем привет, на связи Эван!
В прошлом году мы часто отмечали важные изменения на топливном и автомобильном рынке. Пришло время вернуться к теме.
Сегодня ввели эмбарго на экспорт бензина. А Минпромторг готовит повышение утилизационного сбора, которое может прибавить к ценам машин по несколько сотен тысяч и более!
Начну с рынка топлива.
Прошлая осень была тяжелой для российского топливного рынка. Многие помнят перебои с дизелем на заправках и нехилое повышение цен. Освежить память и разобраться, как работает топливный рынок РФ, можно тут.
Сейчас могу сказать, что этот опыт позволил эффективнее управлять рынком через год.
На август и, возможно, сентябрь-октябрь заранее вводят эмбарго на экспорт, но пока только бензина, без дизеля.
Я решил рассчитать реальную картину по топливу на заправках:
В конце августа 2023 года:
- дизель по 60,84 р.
- 92-й по 50,42 р.
- 95-й по 55,07 р.
Сегодня (взял усредненные цены с заправок):
- дизель по 66 р. (вырос на 8,48%)
- 92-й по 53,5 р. (вырос на 6,1%)
- 95-й по 59 р. (вырос на 7,1%)
С учетом общей инфляции - приемлемо. Но числа неплохо открывают глаза на темпы подорожания всего.
Чего ждать от цен дальше?
В ближайшее время я не ожидаю сюрпризов на этом рынке.
Однако впереди нас ждет снижение ставки ФРС и запуск США печатного станка, а риски масштабного конфликта на Ближнем Востоке растут.
Рынки могут отреагировать на это ростом цен на нефть.
А на фоне будущего (пусть и не быстрого) снижения ставки Банком России параллельно с этим может ослабнуть рубль.
В таком случае придется корректировать внутренние цены в сторону увеличения, так как нефтяникам снова станет выгоднее пускать топливо на экспорт, а значит придется возвращать эмбарго и платить по демпферу.
Подорожание нефти при ослаблении рубля - самый сильный драйвер для роста цен на топливо на нашем внутреннем рынке.
Очень интересно будет сделать аналогичный расчет через год, и мы обязательно это сделаем.
Теперь перейдем к авторынку.
Тренд авторынка последних двух лет - это серый импорт проходных (3-5 лет) автомобилей из Европы, Южной Кореи и "Централизованная Китаизация".
Эта сфера создавала находчивым бизнесменам сверхприбыли, однако лавочка планомерно закрывается.
Год назад ввели реформу на повышение утилизационного сбора, для некоторых машин он вырос на сотни тысяч, которые пошли в цену или в убытки продавцов.
Потом весной закрыли лазейку на ввоз через страны ЕАЭС.
А пару недель назад Минпромторг внес проект по дальнейшему увеличению утилизационного сбора с ежегодной индексацией.
Для наглядности возьмем популярные авто с двигателем до 2 литров.
Сейчас по ним утилизационный сбор составляет 300 600 р.
Если проект примут, то уже осенью он станет 556 200 р., а к 2030 году перевалит за 1 170 000 р.
Это затронет более объемные моторы и даже строительную технику. Где и на сколько повысят - увидим в финальной версии, когда примут.
Смысл прост.
В цену импортного коммерческого и гражданского транспорта/техники будут планомерно закладывать все большие и большие издержки.
Возможно, в ближайшие 5 лет привезенные немцы/корейцы/американцы все реже будут встречаться на дорогах.
А главными на дорогах будут Китайцы и Автоваз.
К слову, в коммерческой технике китайцы уже заняли очень прочные позиции.
Дополнительно это может простимулировать китайских производителей на создание локальных производств у нас.
Но пока они явно побаиваются этого из-за рисков вторичных санкций, да и любят делать сами.
Возможно появятся новые Российские предприятия по методу пересборки Китая, как это произошло с Москвичом.
Эффект подорожания мы ощутим не сразу, а после снижения ставки Банком России (а там и рубль может ослабнуть) - тогда вернется спрос и вырастут цены.
Пожалуй, скажу, что любимую машину (если у вас такая есть) стоит беречь еще больше, так как перспективы обновки (по какой цене и на что?) выглядят туманными.
📣 А что вы думаете о перспективах нашего авторынка? Пишите в комментариях!
⚠️ Я никогда НЕ общаюсь в ЛС. Это мой единственный канал. Правила канала.