Найти тему
Мультипликатор

⛽️ Почему дорожает топливо и к чему это приведет?

Я почти ежедневно мониторю цены на бензин/дизель, на фоне происходящего на топливном рынке. Сегодня мы поговорим о том, чего ждать дальше и как это в ближайшие месяцы скажется на нас с вами…

Вчера вечером я возвращался домой и решил по пути заправиться. Заезжаю на заправку, а там на двух пистолетах висит красная табличка - топлива нет!

Случайность это или нет - говорить не возьмусь, на фоне всех этих рассказов СМИ, мол в некоторых регионах заметные перебои с топливом. Тут уже будет интересно услышать вас в комментариях, как у вас в регионе дела обстоят?

А теперь давайте разбираться по фактам!

В течение 2023 года топливо на рынке дорожало каждый месяц. Удобно отслеживать происходящее на топливном рынке через Петербургскую товарно-сырьевую биржу (вот сайт).

Взглянем на индекс светлого топлива - это бензин, дизель и авиакеросин. Вот скрин:

Он прибавил за год 56,8%!

Посмотрим на дизель. Вот скрин:

-2

В районе 59,7% рост, тонна стоит 74 525 р.!

Внимательные могут задаться вопросом.

Почему литр дизеля оптом стоит 64,35 р., а литр дизеля в розницу - 61,5 р. (текущая цена в Москве)?

Условно говоря, если бы вы сейчас открыли свою заправку, то бизнес вышел бы так себе. Вы бы купили дизель оптом дороже, чем продали в розницу…

Как это получается?

Есть нефтяная компания - она может нефть продать на экспорт, либо превратить в топливо на НПЗ и продать условный дизель в РФ или на экспорт.

Когда в мире нефть и нефтепродукты дорогие, а рубль слабый - экспорт очень выгоден!

Для справки:

В Китае тонна дизеля стоит более 100 тысяч рублей, тут можно поглядеть некоторые данные. В той же Европе - дизель может быть запросто по 1,5-2 евро за литр.

Вот и получается, что сейчас нефтяным компаниям выгоден экспорт. Нефть дорогая и растет, экспорт восстанавливается.

При такой логике - наши нефтяные компании продавали бы вообще все на экспорт, ведь так выгоднее.

Но Правительство создало такую штуку как “топливный демпфер”.

По простому работает так:

Есть внутренняя цена, которую хочет видеть Правительство. Есть реальная экспортная цена. Если экспорт выгоднее, то бюджет компенсирует разницу, чтобы нефтяные компании не оставили рынок РФ без топлива. Если выгоднее на внутреннем рынке, то платят нефтяники.

Поэтому, оптовая цена на бирже сейчас БОЛЬШЕ, чем розничная цена на заправке.

Почему растут цены?

Сначала говорили, а с 1 сентября приступили к сокращению демпфера. Отсюда и допустимая внутрення цена на топливо становится выше.

Нефтяным компаниям становится еще интересней экспорт на фоне слабого рубля. Продали за валюту, обменяли ее и получили еще больше рублей. Внутренний рынок перестраивается под новые реалии.

Реального дефицита в рынке нет, экспорт продолжается. Возможно, нефтяные компании сокращают производство еще и для дополнительной стимуляции цен…

Чего ожидать дальше?

Топливо будет оставаться дорогим, либо продолжать дорожать пока рубль слабнет, а цены на нефть растут.

Снижения цен на черное золото я сейчас не ожидаю, поэтому остается фактор стабилизации рубля или введения мер Правительством, чтобы нефтяники активнее наполняли внутренний рынок топливом, хоть им это и менее выгодно. Минсельхоз на этот счет уже бьет тревогу.

Вероятно, в ближайшее время цены стабилизируются вокруг текущих уровней, но долгосрочно топливо будет постепенно дорожать.

Если вдуматься, то люди своими налогами сами оплачивают себе более дешевое топливо. А если не платят за демпфер в бюджет, то заплатят на заправке…

Текущее резкое подорожание будет иметь кумулятивный эффект для экономики.

Дорожает топливо - дорожает все!

В итоге, на фоне эффектов ослабления рубля и подорожания топлива мы можем увидеть отложенное подорожание потребительской корзины в ближайшие месяцы. Повышение ставки покажет себя, но на это требуется время.

📣 Какая у вас ситуация с топливом в регионе? Пишите в комментарии!

Мой YouTube

⚠️ Я никогда НЕ пишу вам в личку и никуда НЕ зову вас в комментариях!