Волжский - очень интересный город. Он не может похвастаться давней историей, зато здесь есть интересная архитектура, много зелени и уютные парки. И если новая часть города мало отличается от многоэтажной застройки других городов, то вот старая часть - это практически музей под открытым небом.
На карте нашей страны город Волжский появился благодаря Волжской ГЭС. Будущий город был посёлком, в котором жили её строители. Места, подходящие для возведения крупных гидроэлектростанций, обычно находятся в удалённых районах, где логистику для масштабного строительства наладить сложно, поэтому на подобных стройках было принято создавать временный рабочий посёлок, состоящий из дешёвых бараков и сборно-щитовых домиков, но Волжский стал исключением из правила. Отчасти потому, что место строительства ГЭС находилось не в такой уж глуши, а вполне себе рядом с крупным городом.
Сооружение ГЭС началось в 1950 году у северной окраины Сталинграда, на плоском левом берегу Волги, рядом с песчаными карьерами и железной дорогой (имеется ввиду железная дорога в Сталинграде). Это были отличные условия для основания нового города, но в постановлении о строительстве ГЭС о городе не было ни слова.
Построить здесь «каменный городок» вместо временного посёлка предложил глава Сталинградгидростроя, инженер-гидротехник Фёдор Логинов, который руководил восстановлением Днепрогэса после окончания Великой Отечественной войны. Проработав полжизни на ударных стройках, он понимал главный недостаток временного жилья. Щитовки и бараки не только были неудобны, но и устанавливали низкий уровень качества жилья и жизни рабочих как норму. Людям нужно было дать собственные квартиры вместо времянок. Логинов упорно отстаивал свою идею в Москве и в итоге добился разрешения на строительство. Из-за чересчур инициативного поведения Логинова областной комитет и представители МВД часто пытались вмешаться в управление строительством, но они имели намного меньший политический вес, чем руководитель стройки. Среди рабочих и инженеров у него была репутация решительного и ответственного человека, большого начальника. Он отвечал за всё, что происходило не только на станции, но и в посёлке. К тому же, все финансовые потоки шли через дирекцию ГЭС. Сместить её руководителя было невозможно, ведь его назначил Сталин. Тем не менее из обкома в Москву регулярно отправлялись жалобы на превышение Логиновым полномочий, а на стройке проходили бесконечные проверки. Обходилось выговорами за нецелевое расходование средств. После смерти Сталина управление стройкой перешло от МВД к министерству строительства электростанций. Но вскоре Логинов вышел из опалы, а через год достиг поста министра. Фёдор Георгиевич умер в 1958 году в Москве от лейкемии, осуществив свою мечту и мечту многих советских людей об основании города-сада в голой степи. Город Волжский по праву можно считать памятником этому великому человеку.
На строительство ГЭС люди съезжались со всей страны. Их надо было где-то размещать. Пока Каменный городок (первые кварталы города, получившие своё название в противовес временному Деревянному городку. — прим. ред.) не был построен, они жили в палатках, деревянных времянках, землянках и домах окрестных сёл. Многих рабочих поселили в соседнем Сталинграде, откуда им приходилось добираться до ГЭС на пароме, тратя на дорогу несколько часов ежедневно. Отработав 8 часов в котловане, они уходили возводить жилые дома, ведь чувствовали, что строят не столько будущее государства, сколько своё собственное. Волжский должен был воплотить в жизнь послевоенную мечту советского человека о лучшей жизни, стать образцовым примером социалистического города. Первые дома были сданы в декабре 1951 года и дали начало посёлку гидростроителей, который сейчас называют старой частью города.
Генплан города, рассчитанный на 50 тысяч человек, был утверждён только в 1952 году. Его разработал коллектив специалистов института Гипрогор и института градостроительства большой Академии архитектуры СССР. В проектную группу входили В. В. Семёнов-Прозоровский, В. Н. Гугель, И. Н. Ратько и Н. П. Баранов — архитекторы, которые уже работали над возведением посёлков при крупных предприятиях и планировкой промышленных центров страны. Некоторые из них приложили руку не только к созданию генплана и общей планировке города, но и выступили архитекторами его ключевых зданий. Этот план неоднократно корректировался, окончательный вариант появился в 1957 году. Вот этот план, это тот самый Волжский, который все мы знаем:
Преимущественно город гидростроителей застроен выкрашенными в светлые тона двухэтажными домами типовых серий, что складываются в небольшие жилые кварталы. Каждый квартал делится на несколько групп домов, объединённых вокруг собственного двора-сада, который одновременно даёт её жителям закрытое приватное пространство и связывает его с соседними дворами. В глубине квартала, как правило, находятся здания детских садов или яслей. Благодаря такой планировке и малой этажности застройки к настоящему времени у старого Волжского сформировался образ уютного тихого места.
Гулять по старой части города очень приятно. Как я уже не раз говорил, тут много зелени, раскидистые кроны деревьев дарят тень и прохладу. За деревьями следят, их поливают, а такой варварской обрезки, как в Волгограде, я тут не заметил.
Фото выше сделаны на проспекте Ленина, это центральная улица города, поэтому тут хороший асфальт, ограждения вдоль тротуара. Но и на других улицах старой части тротуары ничуть не хуже.
Дома в старой части украшены колоннами, лепниной.
Ядром города стала Комсомольская площадь и прилегающая к ней улица Фонтанная. Здесь расположены администрация города, краеведческий музей и величественное здание дворца культуры.
Вот так выглядело это место в конце 50-х годов.
А вот выглядит это место в 2024-м.
Фонтанную недавно привели в порядок, благоустроили. Об этом обязательно напишу отдельно, а пока несколько фото, сделанных на этой улице.
Волжский отстроен в зоне полупустынь, поэтому озеленение играет для него особую роль. Парки и сады закладывались одновременно со строительством домов, а поперечные улицы-бульвары были спроектированы как зелёные коридоры, по которым в город попадает охлаждённый воздух из речной поймы. Обилие парков, квартальных скверов и других зелёных зон, что разбросаны по всему Волжскому, смягчает здешний степной климат и защищает горожан от горячего степного ветра и пылевых бурь.
Старая часть города не была достроена такой, какой планировалась. После выхода в 1955 году постановления «об устранении архитектурных излишеств» неоклассицизм и ампир, определявшие идентичность Волжского, моментально устарели, но команда Гипрогора быстро сориентировалась в новых условиях, и скоро город гидростроителей стал пионером строительной революции. Именно здесь сооружено первое в СССР здание из керамзитобетона — смеси цемента и обожжённой глины. Город начали застраивать блочными, а позже панельными домами из нового строительного материала. Это было легче, быстрее и дешевле строительства из кирпича, но могло легко нарушить сложившийся ансамбль застройки. Архитекторы, стараясь сохранить общую стилистику города, выкрашивали новые дома в светлые тёплые тона, сохраняли малую этажность, а однообразность зданий нивелировали окраской торцевых панелей в тона-акценты.
На улице Фонтанной мы свернули в один из дворов. В подворотне гулял приятный ветер. То, что надо в жаркую погоду.
Зайдя во двор, мы словно оказались в другом мире. Совсем рядом на проспекте Ленина жизнь просто бурлит, снуют туда-сюда машины и пешеходы, а здесь, в старом дворике, царит тишина и покой.
Тихий уютный дворик, утопающий в зелени. Посередине стоят какие-то гаражи, сараи, разбиты клумбы. Жить здесь, наверное, очень приятно.
Мимо это стенда пройти мимо невозможно.
Да, дома несколько обшарпаны и внутриквартальные проезды местами требуют ремонта, но в целом, всё вполне прилично. Мы были в нескольких дворах в старой части города и все они выглядели примерно также. Только местами трава была нескошена, но это уже мелочи.
Жизнь в этих дворах течёт неспешно, хотя совсем рядом она несётся со безумной скоростью. Даже местные коты никуда особо не спешат и лениво разглядывают случайных прохожих. Из такого состояния их может вывести разве что какой-нибудь воробей, на которого коты тут же устраивают охоту.
Сейчас комплекс застройки первой очереди Волжского является объектом культурного наследия регионального значения, но особый охранный статус имеют лишь здания, выходящие главным фасадом на проспект Ленина и несколько улиц, ведущих к набережной. При этом даже они не сохраняются в должном виде. Стены общественно-административных зданий завешаны блоками кондиционеров, с гастрономов давно сняты оригинальные неоновые вывески, а на жилых домах часто можно встретить рекламные баннеры. Впрочем подобная ситуация не является особенностью Волжского, а встречается в нашем регионе довольно часто, если не сказать, сплошь и рядом.
Как бы там ни было, но старую часть Волжского вполне можно считать музеем под открытым небом, памятником великим людям и давно ушедшей эпохе, когда было принято строить дома для комфортной жизни, а не железобетонные человейники по 15-20 этажей, которые порой даже при желании сложно назвать комфортными.
Напоследок ещё несколько фото, сделанных в старой части Волжского в октябре 2016 года.
Хочется верить, что старую часть Волжского сохранят, будут поддерживать в нормальном состоянии и она ещё долго будет радовать жителей и гостей города своим видом и уютом.
Ещё статьи на похожую тематику
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь