Правительство перечислило Банку Англии (Bank of England) почти 45 миллиардов фунтов, чтобы покрыть понесенные им за прошедший год убытки. Это вызвало вопросы о том, как удешевить кредитно-денежную политику
Из ежегодного банковского отчета можно увидеть, что в 2023-2024 финансовом году, в рамках соглашения о возмещении убытков между правительством и центральным банком по программе покупки его облигаций, Казначейство перечислило ему из государственного бюджета 44,5 млрд фунтов стерлингов.
Количественное смягчение — это инструмент кредитно-денежной политики, применяемый центральными банками, для повышения ликвидности экономики страны. Для этого на финансовом рынке банк закупает государственные облигации и другие финансовые активы, стремясь снизить процентные ставки и увеличить денежную массу, чтобы оживить экономическую активность в периоды экономических спадов.
В рамках этой политики британский центробанк осуществляет масштабные закупки гособлигаций, но в случае, если стоимость закупленных гособлигаций упадет, и банк понесет убытки, правительство перечисляет банку средства из госбюджета в качестве компенсации. Если же стоимость закупленных банком активов повысится, и банк получит прибыль, то такая прибыль перечисляется в госбюджет. Таким образом, финансовые результаты политики количественного смягчения, фактически управляются правительством, а центробанку дается возможность сосредоточиться на своей основной задаче по поддержанию денежной стабильности и достижению целевых показателей инфляции. При этом, Банк Англии обладает независимостью в отношении масштабов и сроков закупки гособлигации и проводимой кредитно-денежной политики.
Такой механизм позволяет Великобритании в короткой перспективе стабилизировать экономику, обеспечив достаточную ликвидность и низкие процентные ставки. Однако правительство повергается финансовому риску, и если банк несет убытки на гособлигациях, это негативно отражается на состоянии госбюджета.
Таким образом, соглашение о возмещении между правительством Великобритании и Банком Англии является основным компонентом программы закупки гособлигаций. Оно позволяет Банку Англии осуществлять масштабные закупки активов, необходимые для экономической стабилизации, тогда как правительство берет на себя связанные с этим финансовые риски. Такая договоренность отражает отношения одновременно сотрудничества и независимости между фискальными (Минфин) и кредитно-денежными (центробанк) органами в управлении экономикой.
Рекордные убытки
За последние два года Банк понес рекордные убытки, по мере того, как он поднял процентные ставки с уровня немногим выше ноля и потерял деньги из-за снижения стоимости находящихся на его балансе государственных облигаций, которые продаются обратно инвесторам после проведенной банком программы количественного смягчения.
Более высокая стоимость займов ведет к росту процентных платежей коммерческим банкам на хранимые ими в центробанке резервы.
В прошлом году Банк подсчитал, что в ближайшие десять лет его чистые убытки от реализации программы количественного смягчения составят 85 миллиардов фунтов стерлингов.
Черная дыра
Всего несколько дней назад новый министр финансов Рейчел Ривз объявила о том, что в государственном бюджете на текущий год обнаружилась «черная дыра» на 22 миллиардов фунтов. То есть в бюджете расходы на эту сумму предусмотрены, а денег на них просто нет.
С учетом этого фактора, чтобы хоть как-то снизить убытки и дать правительству больше пространства для фискального маневра, ряд видных британских деятелей призвали министра финансов изменить систему процентных выплат по резервам Банка. Однако министр заявила, что правительство не планирует искать способы сокращения материальных издержек денежно-кредитной политики, опасаясь, что любые изменения помешают влиянию политики процентных ставок на экономику в целом. Ранее в этом году профильный комитет по финансам британского парламента рекомендовал Банку Англии вести дела таким образом, чтобы минимизировать издержки своей политики для правительства.
Банк Англии понес убытки по причине того, что он не покупал, а продавал гособлигаци в объемах по 100 миллиардов фунтов в год, фактически проводя политику «количественного ужесточения».
Британские инвесторы находятся в ожидании решения комитета Банка по денежно-кредитной политике относительно дальнейшего изменения или сохранения текущей ставки рефинансирования.
Из годового отчета британского центробанка также стало известно, что его управляющий Эндрю Бейли, второй год подряд отказывается от повышения своего жалования на 2,5%, и сохранил его на прежнем уровне - 495 000 фунтов в год. Базовый оклад Сары Бриден, заместителя управляющего и члена Комитета банка по денежно-кредитной политике составила 229 403 фунта в год. (По материалам британской прессы)
Подпишитесь, чтобы получать обновления по этой и другим актуальным темам!