Найти тему
Изучаю людей

За столом - даже в два года

Петеньку с Машенькой помним? Добавляем к ним, наконец, Васеньку) 

Итак, Машеньку учить в целом не нужно, но Машенька рада учиться сама, по любым пособиям и любым формам обучения. У Машеньки сильнейшая познавательная активность и выраженная потребность в социальном одобрении - признак здорового детского мозга. 

Петеньку учить уже нужно, но Петенька согласен находиться в зоне комфорта, своего актуального развития, интересуясь только теми игрушками и пособиями, благодаря которым он не учится, а занимается тем, что и так уже умеет. Так Петеньке комфортно и спокойно. Для того, чтобы активизировать Петеньку, необходимо подарить ему ощущение безопасности через безоценочность и усиленное социальное и не только одобрение. При этом Петенька и родителей и педагога несколько расслабляет - Р может и сам встанет, а не встанет, и без Р люди живут. Сам заговорит, наверное. Ну и что, что в четыре года. 

Родители и педагоги Васеньки иллюзий уже не питают. Сам пять лет не говорил, и сейчас не собирается, равно как и понимать речь. И если родители Петеньки часто говорят - вы с ним помягче... Надо чтобы он к вам шел с охотой... Мы сегодня не придем, он не хочет... Ему у вас не нравится... То родители Васеньки часто эдакие прапора -
Вы с ним построже! Пусть орет, поорет и перестанет! Дверь заприте, и все! С ним когда строго, он работает! Педагоги часто охотно кивают, задвигают Васеньку столом в угол и вручают картинки и пазлы. Васенька орет, но делает. Ну а как иначе? Если уж даже Петенька в игровой форме не очень учится, а тут... 

Кто же такой наш Васенька? В отличие от Петеньки, у которого проблема-то есть, но и без Р люди живут,
проблема Васеньки абсолютно всем очевидна и пугающа. Васенька в силу разных причин отстает в развитии на два и более года, и это ОЧЕНЬ заметно. ОЧЕНЬ пугает. ОЧЕНЬ давит на психику. Обычный ребенок - что ни день, то новая умелка, а Васенька позавчера, вчера и сегодня тот же. И завтра будет тот же, если ничего не делать. Так берите же, делайте!!!! - говорят родители. Адепты игровой формы обучения среди родителей Васенек тоже есть, но в основном пока Васенька маленький. Чем он старше, тем страшнее становится - а есть что-то поинтенсивнее у вас?! Вы уже два месяца с ним играете, пусть за столом сидит и работает уже. Ну и пусть орет. Ну вы же педагог, должны же как-то найти подход. У нас он орет, ну а вы сделайте как-нибудь, чтобы не орал, но развивался! 

Можем так? Да! При соблюдении некоторых условий, как обычно. 

Условие первое - оценка реального уровня Васи. Тестирование уровня навыков нам в помощь. Много статей на эту тему было, вот например.


Условие второе - видение реального, а не сферического Васи. Только в том случае, когда мы увидим, как Васе трудно, и снизойдем до того, чтобы узнать о Васе побольше, о том что он любит, чего не любит - мы сможем подобрать любимые именно Васей поощрения, а не те, которые придумали сами, потому что все же дети это любят. Может быть, но Вася не все, он сам по себе Вася. И наклейки он любить не обязан, что бы там в вашем умном учебнике не было написано. А любит Вася, возможно, какой-то трэш вроде бесцельного и бесконечного хлопания дверью или размазывания слайма (хорошо если его!) по стенам. Можно заклеймить, а можно возглавить. Чего клеймить-то, для вас новость, что у Васеньки особенности развития? А если не новость, лицо попроще сделайте, и возглавьте. Используйте интерес Васеньки в своих целях.

Условие третье - оценка реального разрыва между имеющимся и желаемым, и понимание того, что играть с Васей можно и нужно, но игровая форма обучения не является для Васи достаточно интенсивной в силу узости интересов и активного нежелания Васиного мозга идти во что-то новое - гораздо более активного, чем у мозга Петеньки. 

Условие четвертое - внедрение для Васеньки той формы обучения, при которой мы идем в первую очередь от разработанной специально для Васеньки программы, путем "обмена" наших целей на Васины реальные имеющиеся интересы. Основной принцип этой формы - равноправие. Я уважаю тебя и твои интересы и готов уделить им время - но только в обмен на то, что я приготовил для тебя. Потому что я взрослый, умный и точно знаю, что тебе это сейчас нужно и полезно, это выведет твое развитие на новую ступень. Даже если тебе это пока не нравится. Будем меняться. Главное - точно быть взрослым и умным. Точно знать реальную цель для Васеньки сейчас, знать онтогенез и его последовательность. Без этой базы можно даже не начинать. 

Условие пятое - Понимаем, что Васенька сам, на своих интересах, не едет примерно никуда - поэтому красивые пособия нужны и важны, но не ждем от Васеньки моментального к ним влечения, а несмотря на его отсутствие - все равно по этим пособиям работаем. 

Условие шестое - Пытаемся привлечь внимание Васеньки к нашим материалам путем "приплюсовывания" его интереса к нашим задачам. Вася любит буквы и пазлы, но надо изучать животных - а что если пазл с буквами и животными? 
Когда приплюсовывание не работало или чрезмерно трудозатратно - меняем наше неинтересное на твое интересное. 

Седьмое - Становимся честными с Васенькой - запланировав занятие, доносим его план Васеньке в любой доступной для него форме, совершенно не обязательно словами через рот - и тогда Васенька, точно зная, когда безобразие кончится и он получит поощрение, проявляет гораздо меньше негативных эмоций. 

А если все же проявляет? Знать, как с ними работать. 

Восьмое - не экзаменуем Васеньку, а учим. Не - покажи кошку, и ждем - чего, очевидно зная, что Васенька этого делать не умеет - а даем подсказку, используя метод безошибочного обучения. 

Девятое - грамотно прореживаем подсказки и поощрения, проводим коррекцию ошибки. 

В общем, с Васенькой непросто. Если половину вышеперечисленных слов вы не поняли - лучше и не начинайте с Васенькой играться, не тратьте его время и деньги родителей. Васенька должен попасть к профессионалу, учиться на Васеньке нельзя. Хотите научиться понимать - приходите к нам в летний клуб. Сейчас как раз к Васенькам переходить будем.

Что же до страшного стола, за который все боятся деточек сажать, а вдруг ему рано - вообще не в нем дело. Неестественно? штука в том, что то, чем мы занимаемся с Васенькой, неестественно по определению. В норме ребенка дошкольного возраста не нужно учить вообще, ни за столом, ни на люстре, никак. Но у нас - не норма. Поэтому удобно вам на ковре - пожалуйста. За столом - флаг в руки. Интенсивность не снижайте главное.

Автор - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, АВА-специалист, автор книги "Окно возможностей для вашего ребенка", руководитель детского коррекционного центра Гуси-гуси

Канал автора, в котором все подробности - тут https://t.me/netolkologoped