Продолжаем разговор про игровую/неигровую форму обучения. В этом ключе я всегда вспоминаю ролики популярных педагогов-блогеров - смотриите, какое пособие я вам сегодня покажууууу!!! Машенька, смотрииии!!!
В кадре Машенька - явно нейротипичная девочка лет четырёх - возраста максимальной ориентации на взрослого, максимального подражания, максимальной игры.
Крутое пособие, Машенька? Да зашибись! Машенька в принципе и с карандашами бы сейчас сюжетную игру замутила на камеру, но с ярким пособием с куда большим удовольствием.
Возможно Машеньке было бы более интересно рассадить разноцветных мишек за стол и напоить их чаем, а не раскладывать пинцетом по стаканчикам и, кстати, в случае Машеньки сие было бы гораздо полезнее - но и пинцетом годится. Машеньке хорошо, педагогу-блогеру вообще отлично, но для развития Машеньке в целом весь этот кипиш вообще по барабану, она и так развивается. Стратегия первая развивающего взаимодействия с ребенком - не делать ничего. Прекрасная стратегия, если ребенок идет именно по пути саморазвития, но именно к таким детям мы обычно чаще всего и лезем как с игровой формой обучения, так и с любыми другими. Ну а что, почва благодатная, все проглотит и цветочки воспроизведет. Хочешь такую игру, Машенька? Да! А эту? Да!!! А такую? Даааа!!!
Парадокс в том, что именно к тем детям, кому целенаправленное обучение нужно менее всего, мы подкатываем с этим обучением максимально активно.
Хотя, собственно, никакого парадокса нет. Наше поведение чему-нибудь самого по себе умненького ребенка учить активно подкрепляется как самим ребенком, согласным на любой кипиш и моментально запоминающим сведения разной степени неважности, так и обществом - смотрите какая хорошая мать. Вариант - гениальный педагог. Р Машеньке за одно занятие поставил. Речь за два месяца в два года запустил. Ничего что она через два месяца и сама бы) Работая именно с Машеньками, педагог годами пребывает в иллюзии всемогущества как своего, так и игровой формы животворящей. Немного колеблется эта позиция, когда происходит первая встреча с Петенькой.
Нет, Петенька - не тот, о ком вы подумали 😄 До Васеньки мы еще доберемся. Петенька - это, например, ребенок, который "не говорит, но все понимает". Или ребенок с ужасной кашей во рту. Или даже с просто нарушением произношения некоторых звуков. У Петеньки есть проблема не инвалидизирующего характера, проблема вполне разрешимая. Только напрасно вы думаете, что Петенька ее осознает и прямо галопом вместе с вами мчится решать 😏 Петеньке с проблемой - нормально. А вам нормально с Петенькой, красочными пособиями и игровой формой обучения лишь до тех пор, пока вы к этой проблеме вплотную не подбираетесь.
Изучать цвета, буквы и формы - не вопрос, Петенька за. Любоваться как вы катаете машинку и бибикаете - тоже можно. Самому за вами повторять - не, увольте. Это сложно, это выход из зоны комфорта. Артикуляционная гимнастика - неее, скучно. И опять же, страшно, я уже был у логопеда и по его пристальному взгляду считал, что именно это - важная часть работы, именно за нее меня хвалят или, наоборот, ругают, да ну нафиг, даже пробовать не буду. И эта вся ваша звукопостановка - нееее. Мне нормально! Не хочу! Не буду! Своими красочными пособиями сами и утритесь.
Короче, про игровую форму обучения. С этой категорией детей она может применяться. Все эти веселые язычки и игрища со звукоподражаниями. Но! Как бы вы не веселились сами, гарантии что ребенок присоединится к вам в вашем веселье крайне зыбкие. Потому что это вам раз плюнуть игрульки, для него это разгрузка вагона. Можно, конечно, во время разгрузки спеть, тоже вариант. Но без зарплаты в общем упахивайтесь сами.
Что имеем - Петеньку, полгода охотно и весело посещающего занятия логопеда. А каша во рту - при нем.
Прежде чем перейти к Васеньке, с которым все вообще по-другому, прерву свой безудержный стеб в адрес педагогов-адептов игровой формы обучения реверансом в сторону родителей именно Петенек.
Педагог может и читал что-то про руководящий контроль, и даже пытался. И даже понимает, что прошло три месяца а воз и ныне там. Ребенок вполне соглашается на игру, а вот на игровое ОБУЧЕНИЕ - фигушки. Да даже звуки с притопами и прихлопами поставлены уже, дело за автоматизацией - на первых порах процессом туповатым и нудноватым, как его не обыгрывай, да еще и снова выход из зоны успешности для ребенка - звук в слове то получается, то нет...
Не хочу, не буду! Сама занимайся, я пошел! Сама бибикай, а я ААА!!!!
С Петеньками, в отличие от Васенек, самыми ярыми адептами игровой формы обучения часто являются родители. Точнее даже не игровой формы обучения, а обучения в любом виде, но как-то так без выхода из зоны актуального развития в ближайшее. Не понимая, что обучения в зоне актуального развития, там, где комфортно - НЕТ. Оно там уже случилось. И оставаясь там, мы просто отсиживаем рабочие часы. А в ближайшее ваш ребёнок не хочет. Мы все, взрослые, туда не хотим, не хотим туда, где для мозга новое. В этом наше отличие как организма, закончившего развитие, от организма развивающегося, ребенка в норме. Мозг-то того, каменеет потихоньку. Знаете сколько лет я мечтала открыть центр??? А знаете почему не делала этого??? Да потому что боялась изучать необходимую документацию Роспотребнадзора, Охраны Труда и прочих инстанций. Мне было просто физически больно об этом думать!!! Мозг туда НЕ ХОТЕЛ! В развитие, в рост - НЕ ХОТЕЛ!!! У него там камень с табличкой "О боже, бюрократия". Он и сейчас много чего не хочет, но я знаю уже, что именно там - зона роста, и иду туда через это нежелание и боль.
Ваш ребенок этого не знает, но его мозг тоже до боли НЕ ХОЧЕТ. В это место он не развивается, там преграда, но вам - ТУДА. Вам биться об этот камень и двигать его, приятного мало. И об этой боли ребёнок заявляет или кричит. Не потому что педагог его бьёт. Больно ему - от развития. От попыток преодолеть преграду, камень на пути реки. В норме нет камней, норма течет беспрепятственно. Норма ХОЧЕТ говорить, РРычать и делает это. Ей не нужно игровое обучение и обучение вообще. У вас - не норма, вы пришли к специалисту, который умеет из не нормы в норму, но механизмы нормы и не нормы разные! Не норма - это часто тяжело, больно и пахать. И пытаясь эту боль заглушить, заговорить, проговорить, вынося дверь в кабинет логопеда при малейшем послышавшемся вам возмущении Петеньки - вы запихиваете их обоих в приятное мягкое болото. Из ваших денег. Выхода в зону ближайшего развития, элементарно в Р, который на кончике языка - оттуда нет. Педагог может и убедил бы одного Петеньку, но когда двое против одного - Ой, все. Пошли играть, Петенька. Не будем гимнастику.
Короче. Не доверяете педагогу, кажется вам что он непрофессионален - меняйте, или обучайте этого. Посоветуйте курсы какие-нибудь, можно мой летний 😀 А доверив ребенка, признав право педагога на этичные, но методы ВМЕШАТЕЛЬСТВА - выдайте уже индульгенцию на вытаскивание чада в ближайшее развитие.
Но все же про Петеньку и игровую форму обучения - что, и с Петенькой не работает? Работает. Если умеючи. Обычно так работать я советую дома родителям - делать играючи то, это, и еще вот это. А чтобы Петенька не ховался в угол в тревоге - что с мамой, вчера была нормальная?! - советую соблюдать два правила.
Правило первое - рутина. Чем регулярнее вы будете делать артикуляционную гимнастику как с весёлыми язычками, так и с не очень - тем быстрее наступит тот счастливый день, когда ребёнок в положенное время суток без звука просто возьмёт и сделает. Как чистку зубов. Ну а если ваш ребенок старше трех лет и зубы чистит с плясками и уговорами, у меня вопросы)
Правило второе - опора на подражание. Подражание значимому взрослому - естественный механизм развития ребенка в норме. Наш Петенька не совсем норма, но от нормы недалеко ушел и в норму идет, этот механизм у него работает без проблем, иначе он был бы не Петенькой, а Васенькой. А от Машеньки нашего Петеньку отличает забарахливший другой механизм - мотивационный. Машеньке все просто, именно поэтому ее не надо учить. Петеньке сложнее, поэтому он осторожен - как бы чего не вышло. Постепенно приручить Петеньку поможет рутина. И - ваша мотивация вместо его. Какой она может быть? Ну, обычно наша мотивация - это надо Петеньке, так и быть, сделаю. Петяааа, даваааай! Вот чем больше "давай" в игровой форме обучения, чем больше давления, ожидания - тем хуже выхлоп. Ага - думает Петенька. Притворялись! Опять меня учат! Вот и шиш.
Вот если вы каждый день, рутинно, после чистки зубов, даже не глядя на Петеньку, включите песенки Железновой или что там вам логопед прописал, и начнете самозабвенно под них скакать, найдя в этом мотивацию СЕБЕ - фитнес там это для вас, актерское мастерство, что еще - Петенька обязательно к вам, пусть и не сразу, присоединится. Потому что это естественно для ребенка - постоянно мониторить близких ему людей и очень стремиться быть такими же, как они, делать то, от чего кайфуют они. Ваше дело малое - закайфовать и не скатиться немедленно в радостное обучение при малейшем интересе Петеньки, иначе Холмс, все пропало.
Но это родитель, человек, который все время рядом. Специалист в таком подходе тоже может быть эффективен, при еще одном, третьем условии - как минимум вдвое больше времени, чем вы запланировали. Планировали ходить два раза в неделю - смело закладывайте четыре . Готовы? Тогда только игровая форма ваш выбор.
Автор - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, АВА-специалист, автор книги "Окно возможностей для вашего ребенка", руководитель детского коррекционного центра Гуси-гуси
Канал автора