Найти тему
Музей Горгиппия

История Анапского маяка

14 июля 2024 г. Анапскому маяку исполнилось 146 лет. Его история тесно переплетена с историческими событиями Анапы.

После вхождения Анапы в состав Российской империи в 1829 г., у её берегов началось активное судоходство. Благодаря сохранившимся записям и документам нам известно, что капитаны кораблей жаловались на неосвещенное побережье.

«…Гибель судов и людей в Анапской бухте в ночное время случается исключительно по неосвещению берегов. От этих бедствий страдает торговля и каботажный промысел…»
Письмо жителей Анапы в дирекцию Морского министерства, 1881 г.

В 1886 году на северном мысе Малой бухты был установлен временный «белый огонь», который представлял собой керосиновую лампу на деревянных подставках в бревенчатой башенке. Позже керосиновая лампа была заменена на ацетиленовый фонарь от шведской фирмы конструкции Густава Делена. Конструкцию из дерева обновили и сделали выше.

Маяк на северном мысе Малой бухты. Начало XX в.
Маяк на северном мысе Малой бухты. Начало XX в.
Маяк на северном мысе Малой бухты. Открытка, начало XX в.
Маяк на северном мысе Малой бухты. Открытка, начало XX в.
Анапский мыс. Лоция Черного и Азовского морей.1903 г.
Анапский мыс. Лоция Черного и Азовского морей.1903 г.
Северный мыс Малой бухты. Вид с пристани. Открытка, начало XX в.
Северный мыс Малой бухты. Вид с пристани. Открытка, начало XX в.

Датой появления маяка в Анапе считают 14 июля 1898 года. В этот день на Высоком берегу, рядом с местом, где располагается современный маяк, на возвышенности был установлен маяк-мигалка, а точнее, керосиновые лампы в деревянной будке на козлах, которая посылала сигнал судам, подходившим к берегам Анапы.

Маяк-мигалка на Высоком берегу. Открытка, начало XX в.
Маяк-мигалка на Высоком берегу. Открытка, начало XX в.

К 1903 году городское общественное управление перед приходом кораблей и пароходов зажигало следующие временные огни:

  • 1. Белый постоянный на каменной белой башне, находящийся на северном мысе.
  • 2-3. Два створных огня: ближний – красный, а дальний – белый. Поднимаются на высоких мачтах с шарами на вершинах, поставленных в восточной стороне города.
  • 4. Зеленый огонь, постоянный и угловой, установлен в деревянной башенке серого цвета, стоящий напротив городской пристани.

В сентябре 1903 года Дирекция маяков Черного и Азовского морей направила городскому старосте Анапы отношение:

«…Для нужд мореплавания морским ведомством предполагается построить в городе Анапе маяк второго разряда с жилым домом и необходимыми службами, для чего потребуется участок земли мерою около 6000 квадратных саженей…»

В октябре 1906 года был утверждён строительный проект и выделены деньги на постройку. Строительством руководил инженер А. Евстигнеев. Под его началом работы закончили всего за полгода. Поставку оборудования для всех видов маяков в Россию осуществляла известная парижская фирма «Барбье, Бенар и Тюренн». 4 мая 1907 года в этой фирме заказали аппарат и для Анапского маяка. Каменное сооружение вместо временного возвели в 1909 году, и 20 октября новый маяк начал свою работу.

Анапский маяк. 1909 г.
Анапский маяк. 1909 г.
«…В г. Анапа, на юго-западной его окраине, закончена постройка Анапского маяка, и с 20 октября на нем открыто освещение. Маяк имеет вид белой четырехгранной каменной башни с двухэтажным жилым домом. Маячный аппарат 2-го разряда с керосинокалильной лампой. Проблесковый, дающий проблески продолжительностью в 2 секунды через темные промежутки в 8 секунд. На близком расстоянии между проблесками виден слабый свет. Высота огня 132 фута над уровнем моря и 55 футов от основания башни. Математический горизонт 13,2 мили…»
Циркуля Главного гидрографического управление № 309 от 24 октября 1909 г.

Отставной капитан Леон Сулейманович Сулькевич стал первым смотрителем нового маяка. Работники маяка с семьями жили в двухэтажном здании, которое примыкало к маячной башне. На территории были построены склад с бочками под керосин, погреб, здание конторы и хозяйственные постройки. Новое величественное сооружение стало визитной карточкой Анапы и не раз изображалось на почтовых открытках и картинах.

Анапский маяк. Открытка, 1909 г.
Анапский маяк. Открытка, 1909 г.
Анапский маяк. Открытка, 1909 г.
Анапский маяк. Открытка, 1909 г.
Вид на Анапский маяк. 1926 г.
Вид на Анапский маяк. 1926 г.
Анапский маяк. Репродукция с картины художника М. В. Ружейникова. Открытка, 1930-е гг.
Анапский маяк. Репродукция с картины художника М. В. Ружейникова. Открытка, 1930-е гг.
1920-1940 гг.
1920-1940 гг.
Вид с Анапского маяка на город. 1934 г. Почтовая карточка Новороссийского отделения книгоцентра ОГИЗ'а.
Вид с Анапского маяка на город. 1934 г. Почтовая карточка Новороссийского отделения книгоцентра ОГИЗ'а.

В августе 1942 года немецко-фашистские войска прорвались к Черноморскому побережью. После эвакуации персонала командование обороны города решило взорвать Анапский маяк, но советские войска этого сделать не успели. Маяк взорвали немцы уже во время отступления из Анапы. В сентябре 1943 года маяк был разрушен несколькими сильными взрывами.

22 сентября 1943 года в районе разрушенного Анапского маяка, на сохранившейся пирамиде триангуляционного пункта, был зажжён фонарь Ф-300. Его монтаж под огнем противника произвели матросы Соколов, Топилин, Болибрух и Киселев. Это помогало судам наступающего советского флота теснить врага дальше. После Великой Отечественной войны восстановление Анапы шло с трудом. Большая часть каменных домов и построек центральной части города были разрушены. Деньги на восстановления маяка выделили только в середине пятидесятых.

Фонарь Ф-300 на месте разрушенного маяка в Анапе. 1943 г.
Фонарь Ф-300 на месте разрушенного маяка в Анапе. 1943 г.

Временный маяк. 1950 г.
Временный маяк. 1950 г.

Современное здание городского маяка было построено в 1955 году по новому проекту военными строителями. Высота восьмигранной башни из кирпича, окрашенной в черные полосы, составляет 21 метр. Светооптический аппарат находится на высоте 43 метров над уровнем моря. В дореволюционном маяке фонарь находился почти на 4 метра ниже. Помимо светового сигнала современная постройка оснащена различными радиотехническими средствами.

Вид на Анапский маяк. 1967 г.
Вид на Анапский маяк. 1967 г.
Анапский маяк. 1974 г.
Анапский маяк. 1974 г.
Анапский маяк. 1984 г. Фото из книги «Анапа». Серия «Курорты СССР». Москва, «Планета», 1985.
Анапский маяк. 1984 г. Фото из книги «Анапа». Серия «Курорты СССР». Москва, «Планета», 1985.
Анапский маяк. 1990 г.
Анапский маяк. 1990 г.
Анапский маяк. 1996-1997 гг. Фото: Маслак Евгений Александрович.
Анапский маяк. 1996-1997 гг. Фото: Маслак Евгений Александрович.
Вид на Анапский маяк. Фото: Сергей Пятибратов. 2019 г.
Вид на Анапский маяк. Фото: Сергей Пятибратов. 2019 г.

Сегодня Анапский маяк продолжает выполнять свою важную функцию — обеспечивать безопасность мореплавания. Кроме того, он является одной из главных достопримечательностей города-курорта.

А.П. Пищулова, научный сотрудник отдела краеведения.