14 июля 2024 г. Анапскому маяку исполнилось 146 лет. Его история тесно переплетена с историческими событиями Анапы.
После вхождения Анапы в состав Российской империи в 1829 г., у её берегов началось активное судоходство. Благодаря сохранившимся записям и документам нам известно, что капитаны кораблей жаловались на неосвещенное побережье.
«…Гибель судов и людей в Анапской бухте в ночное время случается исключительно по неосвещению берегов. От этих бедствий страдает торговля и каботажный промысел…»
Письмо жителей Анапы в дирекцию Морского министерства, 1881 г.
В 1886 году на северном мысе Малой бухты был установлен временный «белый огонь», который представлял собой керосиновую лампу на деревянных подставках в бревенчатой башенке. Позже керосиновая лампа была заменена на ацетиленовый фонарь от шведской фирмы конструкции Густава Делена. Конструкцию из дерева обновили и сделали выше.
Датой появления маяка в Анапе считают 14 июля 1898 года. В этот день на Высоком берегу, рядом с местом, где располагается современный маяк, на возвышенности был установлен маяк-мигалка, а точнее, керосиновые лампы в деревянной будке на козлах, которая посылала сигнал судам, подходившим к берегам Анапы.
К 1903 году городское общественное управление перед приходом кораблей и пароходов зажигало следующие временные огни:
- 1. Белый постоянный на каменной белой башне, находящийся на северном мысе.
- 2-3. Два створных огня: ближний – красный, а дальний – белый. Поднимаются на высоких мачтах с шарами на вершинах, поставленных в восточной стороне города.
- 4. Зеленый огонь, постоянный и угловой, установлен в деревянной башенке серого цвета, стоящий напротив городской пристани.
В сентябре 1903 года Дирекция маяков Черного и Азовского морей направила городскому старосте Анапы отношение:
«…Для нужд мореплавания морским ведомством предполагается построить в городе Анапе маяк второго разряда с жилым домом и необходимыми службами, для чего потребуется участок земли мерою около 6000 квадратных саженей…»
В октябре 1906 года был утверждён строительный проект и выделены деньги на постройку. Строительством руководил инженер А. Евстигнеев. Под его началом работы закончили всего за полгода. Поставку оборудования для всех видов маяков в Россию осуществляла известная парижская фирма «Барбье, Бенар и Тюренн». 4 мая 1907 года в этой фирме заказали аппарат и для Анапского маяка. Каменное сооружение вместо временного возвели в 1909 году, и 20 октября новый маяк начал свою работу.
«…В г. Анапа, на юго-западной его окраине, закончена постройка Анапского маяка, и с 20 октября на нем открыто освещение. Маяк имеет вид белой четырехгранной каменной башни с двухэтажным жилым домом. Маячный аппарат 2-го разряда с керосинокалильной лампой. Проблесковый, дающий проблески продолжительностью в 2 секунды через темные промежутки в 8 секунд. На близком расстоянии между проблесками виден слабый свет. Высота огня 132 фута над уровнем моря и 55 футов от основания башни. Математический горизонт 13,2 мили…»
Циркуля Главного гидрографического управление № 309 от 24 октября 1909 г.
Отставной капитан Леон Сулейманович Сулькевич стал первым смотрителем нового маяка. Работники маяка с семьями жили в двухэтажном здании, которое примыкало к маячной башне. На территории были построены склад с бочками под керосин, погреб, здание конторы и хозяйственные постройки. Новое величественное сооружение стало визитной карточкой Анапы и не раз изображалось на почтовых открытках и картинах.
В августе 1942 года немецко-фашистские войска прорвались к Черноморскому побережью. После эвакуации персонала командование обороны города решило взорвать Анапский маяк, но советские войска этого сделать не успели. Маяк взорвали немцы уже во время отступления из Анапы. В сентябре 1943 года маяк был разрушен несколькими сильными взрывами.
22 сентября 1943 года в районе разрушенного Анапского маяка, на сохранившейся пирамиде триангуляционного пункта, был зажжён фонарь Ф-300. Его монтаж под огнем противника произвели матросы Соколов, Топилин, Болибрух и Киселев. Это помогало судам наступающего советского флота теснить врага дальше. После Великой Отечественной войны восстановление Анапы шло с трудом. Большая часть каменных домов и построек центральной части города были разрушены. Деньги на восстановления маяка выделили только в середине пятидесятых.
Современное здание городского маяка было построено в 1955 году по новому проекту военными строителями. Высота восьмигранной башни из кирпича, окрашенной в черные полосы, составляет 21 метр. Светооптический аппарат находится на высоте 43 метров над уровнем моря. В дореволюционном маяке фонарь находился почти на 4 метра ниже. Помимо светового сигнала современная постройка оснащена различными радиотехническими средствами.
Сегодня Анапский маяк продолжает выполнять свою важную функцию — обеспечивать безопасность мореплавания. Кроме того, он является одной из главных достопримечательностей города-курорта.
А.П. Пищулова, научный сотрудник отдела краеведения.