Найти в Дзене

Русский язык 4 класс Закожурникова. Урок 40. Творительный падеж прилагательных женского рода (упр. 131-132)

1. Проверка домашнего задания. Упражнение 130. Учащиеся читают предложения, называют окончания прилагательных в винительном падеже, определяют склонения существительных.

2. Объявление темы урока.

  • Выберите из словарика любое прилагательное (например, голубой, жёлтый, коричневый, чёрный, русский).
  • Какого рода эти прилагательные? (мужского).
  • Измение их в форму женского рода (голубая, жёлтая, коричневая, черная, русская).
  • Подберите к прилагательному подходящие по смыслу существительные (голубая лента, жёлтая луна, коричневая юбка, черная ночь, русская речь).
  • Поставьте словосочетания в форму творительного падежа (творю лентой какой? голубой).
  • Какие окончания будут у прилагательных в творительном падеже? (-ой).

Сегодня мы будем учиться писать окончания прилагательных женского рода в творительном падеже.

3. Работа по теме урока. Откройте учебник на стр. 40.

  • На какие вопросы отвечают прилагательные в творительном падеже? (какой? какою?)
  • Какие окончания бывают у этих прилагательных? (-ой, -ою, -ей, -ею).

Рассмотрим таблицу и сделаем памятку в тетради:

Окончания -ою, -ею редко используются, в основном в литературных произведениях. Но мы их сегодня попробуем использовать.

Упражнение 131. Прочитайте 8-е предложение. Поставьте прилагательное шумная в творительный падеж (толпой какой? шумной). Попробуйте использовать второй вопрос творительного падежа (толпой какою? шумною).

  • Как по-вашему лучше звучит: ребята выбежали шумной толпой или ребята выбежали шумною толпой? (Ученики высказывают свои мнения).

Прочитайте 9-е предложение. Измените прилагательное ранняя в форму творительного падежа (весной какой? ранней). Попробуйте второй вопрос (весной какою? раннею).

  • Какой вариант вам больше нравится: появляются ранней весной или появляются раннею весной? (Ученики высказываются).

Вы можете выбирать в творительном падеже любой из двух вопросов и прислушиваться к получившемуся прилагательному.

Выполните упражнение самостоятельно.

После самостоятельной записи предложений учащиеся читают их, выделяют окончания прилагательных в творительном падеже и определяют склонения всех существительных (слово ребята нельзя поставить в форму единственного числа, поэтому его пропускаем).

-2

Разбираем слова пароходы и теплоходы по составу:

-3

4. Домашнее задание. Упражнение 132. Записать стихотворение Федора Ивановича Тютчева, выделить окончания прилагательных в Т.п.
Списать однокоренные слова, выделить корни, поставить ударения, найти ударные и безударные гласные в корнях.

-4