1. Проверка домашнего задания. Упражнение 130. Учащиеся читают предложения, называют окончания прилагательных в винительном падеже, определяют склонения существительных.
2. Объявление темы урока.
- Выберите из словарика любое прилагательное (например, голубой, жёлтый, коричневый, чёрный, русский).
- Какого рода эти прилагательные? (мужского).
- Измение их в форму женского рода (голубая, жёлтая, коричневая, черная, русская).
- Подберите к прилагательному подходящие по смыслу существительные (голубая лента, жёлтая луна, коричневая юбка, черная ночь, русская речь).
- Поставьте словосочетания в форму творительного падежа (творю лентой какой? голубой).
- Какие окончания будут у прилагательных в творительном падеже? (-ой).
Сегодня мы будем учиться писать окончания прилагательных женского рода в творительном падеже.
3. Работа по теме урока. Откройте учебник на стр. 40.
- На какие вопросы отвечают прилагательные в творительном падеже? (какой? какою?)
- Какие окончания бывают у этих прилагательных? (-ой, -ою, -ей, -ею).
Рассмотрим таблицу и сделаем памятку в тетради:
Окончания -ою, -ею редко используются, в основном в литературных произведениях. Но мы их сегодня попробуем использовать.
Упражнение 131. Прочитайте 8-е предложение. Поставьте прилагательное шумная в творительный падеж (толпой какой? шумной). Попробуйте использовать второй вопрос творительного падежа (толпой какою? шумною).
- Как по-вашему лучше звучит: ребята выбежали шумной толпой или ребята выбежали шумною толпой? (Ученики высказывают свои мнения).
Прочитайте 9-е предложение. Измените прилагательное ранняя в форму творительного падежа (весной какой? ранней). Попробуйте второй вопрос (весной какою? раннею).
- Какой вариант вам больше нравится: появляются ранней весной или появляются раннею весной? (Ученики высказываются).
Вы можете выбирать в творительном падеже любой из двух вопросов и прислушиваться к получившемуся прилагательному.
Выполните упражнение самостоятельно.
После самостоятельной записи предложений учащиеся читают их, выделяют окончания прилагательных в творительном падеже и определяют склонения всех существительных (слово ребята нельзя поставить в форму единственного числа, поэтому его пропускаем).
Разбираем слова пароходы и теплоходы по составу:
4. Домашнее задание. Упражнение 132. Записать стихотворение Федора Ивановича Тютчева, выделить окончания прилагательных в Т.п.
Списать однокоренные слова, выделить корни, поставить ударения, найти ударные и безударные гласные в корнях.