Абьюз — проблема, о которой не принято говорить до тех пор, пока в СМИ не разразится очередной скандал. Эта тема в любом своём проявления является возмутительной и негативной, но сегодня наш разговор пойдёт о взаимоотношениях детей и педагогов.
И для начала, чтобы не было разночтений, давайте разберёмся с терминологией. Что же означает это уже набившее оскомину, загадочное слово - «абьюз»?
Всем известный интернет-словарь объясняет этот термин как: психологическое, физическое, сексуальное, либо экономическое насилие над близким человеком.
Однако, если быть более точным, то с английского языка это слово можно перевести, как «злоупотребление» или «надругательство».
И именно отсюда и вытекает самая важная часть значения слова abuse, которая предполагает неравные роли участников этого процесса, т.е. взаимоотношения сильного и слабого. Получается, что abuse — это ситуация, когда вы находитесь в уязвимой, более слабой позиции по отношению к своему визави. Вполне возможно, что вы даже зависите от кого-то, но при этом наивно рассчитываете на то, что к вам будут относиться уважительно и бережно, но этого не происходит. И в итоге, вашим доверием злоупотребляют, т.е. пользуются вашим зависимым положением.
За последние годы в средствах массовой информации не раз вспыхивали громкие скандалы, связанные с темой домогательств к ученикам со стороны учителей. Серьезные обвинения со стороны учащихся школ всполошили не только профессиональное сообщество, но и естественно родителей, которые, захотели защитить своих детей от возможных посягательств в школе.
Дело в том, что домогательства к ребёнку со стороны учителя предполагают грубейшее нарушение этики и злоупотребление положением. При подробном рассмотрении некоторых конкретных случаев, видно что чаще всего имели место быть психологические манипуляции, давление авторитетом или какие-то непрямые угрозы.
На самом деле, учителю, как человеку наделённому властью, не сложно запугать ребёнка. К примеру, это может быть страх быть исключенным из школы и таким образом навлечь на себя гнев родителей или страх стать изгоем в социуме, в котором этот учитель занимает какое-то главенствующее положение (это могут быть и класс и школа в целом).
В этом и заключается вся тонкость, вся щекотливость этой ситуации. Потому, что прекрасно понимая степень риска и зная уголовный кодекс, большинство учителей, склонных к абьюзу, не идут на прямое насилие. Поэтому, чаще всего объектами манипуляций выбираются ранимые, с неуравновешенной психикой дети из неблагополучных или неполных семей — т.е. те, кто не пожалуется родителям или поверит, что «это нормально», и будет позволять нарушать свои психические и физические границы.
Как это не странно, но чаще всего подобные скандалы случаются в специализированных или привилегированных школах, которые напоминают этакие закрытые сообщества.
Быть членом такого сообщества — является для ребёнка либо вынужденным обстоятельством, либо ценностью. И соответственно ребёнком и его родителями, преподаватели воспринимаются, как непререкаемые авторитеты. Нередко, собственные честолюбивые помыслы родителей, ослепляют их и лишают критического восприятия, а иногда они просто слепо верят в то, что именно здесь их несмышлёнышу будет хорошо и "чудо-педагоги" помогут раскрыться всем его талантам.
Таково уж свойство человеческого мозга, — что общаясь с другими, люди зачастую видят не реальные факты, а проекции того, что они ожидают увидеть. И в данном случае это может «сослужить медвежью услугу». Поскольку интеллектуальное превосходство и даже педагогическая слава учителя вовсе не гарантируют его нравственной чистоты и порядочности.
Именно поэтому, даже когда преступников изобличают, загнав их в угол доказательствами, многие коллеги, да и родители всё ещё не готовы поверить в их виновность. Поскольку одновременно с этим, им придётся признать и свою собственную ошибку, и то, что созданный их воображением «идеальный педагог» в реальности оказался вовсе не идеальным. А скорее даже наоборот.
Так на чём же основано длительное семейное насилие или даже сексуальный абьюз со стороны значимых взрослых? А основано оно на безоговорочном доверии авторитету, даже если авторитет причиняет вред. Авторитет, который говорит, что происходящее - это нормально и является формой любви. Если же попытаться отказать, — то значимый взрослый может лишить свою жертву любви и своего покровительства. А если кому-то об этом рассказать, то можно всё разрушить и самому быть виноватым в этом. Поэтому ребёнку ничего больше не остаётся, как поверить авторитету.
Среди случаев, описанных в прессе, упоминаются истории, в которых педагоги намеренно размывали личные границы ребёнка. Такая методика подчинения успешно используется в религиозных сектах, однако и в случае с педагогами, она также оказывается довольно действенна.
Даже если ребёнок знает, что нарушение его физических границ является недопустимым, он вряд ли оттолкнет уважаемого или любимого учителя, который радушно встречает его с шутливыми «обнимашками». И поскольку постепенно, раз за разом физический контакт становится обычным явлением в отношениях, то и его усиление уже не воспринимается ребёнком как нечто из ряда вон, и поэтому малышу всё сложнее провести черту, за которой наступает табу.
Отдельная история — это коллективные поездки с педагогами, тренерами и т.д. Речь идёт о поездках на природу, в поход или на какие-то спортивные сборы — которые также могут стать подходящими обстоятельствами, при которых ребёнок всецело оказывается во власти руководителей. Иногда в таких обстоятельствах ребёнку просто некуда бежать — и поэтому подчинение тому, кто призван заботиться о его безопасности, может показаться для него меньшим злом.
Ещё один фактор риска попасть в такую ситуацию - это подростковый возраст. Возраст, который является одинаково трудным периодом, как для детей, так и для их родителей. Первые переживают «болезни роста», включая попытки сепарации, вторые, как правило, погружены в работу и дела, не оставляющие достаточно времени и внимания для поддержания полноценного, и без того непростого, контакта.
Но и в этом сложном возрасте, даже если малыш уже вымахал почти два метра ростом, он всё равно ещё во многих отношениях зависим от родителей и остается ребёнком. И в том случае если контакт с родителями отсутствует, то место значимого взрослого в его жизни вполне может занять или преподаватель, или спортивный тренер. И если этот порочный человек склонен к злоупотреблениям, то ему открываются прекрасные возможности для манипуляции теми, кто ему доверяет.
Поэтому, уважаемые родители, обратите своё пристальное внимание! Дело в том, что если ваш ребёнок оказался втянут в абьюзивные отношения, то его психика всё равно, так или иначе, но на это реагирует. И в этом случае, он может либо проявлять признаки депрессии, либо наоборот, чрезмерного возбуждения.
Непрофессионалу конечно трудно отделить такие признаки от простых перепадов настроения. Плюс ко всему, ещё и вечная занятость родителей, становится причиной того, что на изменения в поведении детей либо просто не обращают внимание, либо списывают их на любые другие причины.
В связи с этим, хочется в очередной раз напомнить вам о регулярном контакте с ребёнком, и вашей наблюдательности. А при появлении каких-то сомнений, можно даже прибегнуть и к консультированию со специалистом, который поможет вам сориентироваться и понять, что же происходит с вашим ребёнком.
И на основании всего сказанного, возникает резонный вопрос, а как же защитить своего ребёнка от такого риска?
А для этого, я хочу дать вам несколько советов:
1. Расскажите своему ребёнку о его границах и, прежде всего, уважайте их сами. В случае не соблюдения его каких-то интересов или нарушения личных границ, научите своего ребёнка - говорить «нет». Научите малыша не допускать прикосновений к интимным частям его тела.
2. Постройте с ребёнком отношения доверия. Ведите себя так и общайтесь с ним так, чтобы он знал, что всегда может прийти к вам за помощью в любой трудной или даже неловкой ситуации.
3. Верьте ребёнку на слово. Дело в том, что рассказ о ситуации абьюза сопряжён с переживаниями униженности (ведь учитель выше по статусу), а также стыда (потому что было вторжение в интимное пространство), и конечно страха (ведь вес слова ребёнка и слова учителя не равны, и открывать рот может быть небезопасно). Поэтому, сперва поверьте, а уже потом будете разбираться. Это именно тот случай, когда лучше перебдеть.
Скорее всего, ребёнок вряд ли будет на ровном месте обманывать вас про то, как и где его трогал учитель. Придумать историю про несправедливо поставленную двойку — он может (даже с удовольствием), а вот про сексуальные домогательства — вот это маловероятно.
4. Придавайте рассказанному важность, не отмахивайтесь. Расспрашивайте о подробностях, будьте на стороне ребёнка в любом случае. Да вполне возможно, что в этой школе и приняты объятия и «типа дружба» между учениками и учителями. Но если ваш ребёнок говорит вам о сексуальном злоупотреблении, то скорее всего стоит поговорить с другими родителями. Надо попытаться разобраться в ситуации, сходить к психологу или хотя бы задуматься о переводе в другую школу, менее «дружелюбную»?
5. Будьте внимательны к организационным моментам в походах и поездках без родителей. Кто ответственные лица, каковы условия проживания, питание, гигиена, санитария и т.д. Ну, здесь можно особо не расшифровывать. И так всё понятно.
6. Сами «не очаровывайтесь» авторитетом педагогов и вообще не теряйте собственное здравомыслие в присутствии чужой харизмы и красноречия.
Преподобный Антоний Великий советовал своим ученикам: «Чтобы не разочаровываться, не нужно очаровываться».
Так и в нашем случае. Конечно же описанные выше ситуации и рекомендации являются обобщёнными, и каждую историю необходимо рассматривать в частном порядке. Вообще, тема абьюза довольно сложная и случаи злоупотреблений являются труднодоказуемыми, поэтому к сожалению, но время от времени такое происходило и будет происходить. Так что, ответственность родителей именно в том и состоит, чтобы своевременно замечать изменения в поведении ребёнка и заботиться о нём.
Освещая тему абьюза, я ни в коем случае не пытаюсь очернить уважаемую профессию педагога или вызвать нездоровую подозрительность у родителей. Я лишь хочу напомнить о том, что защита ребёнка и внимание к нему, а также грамотность в распознавании опасных ситуаций, могут помочь вам защитить вашего малыша и поддержать его, когда ему это так необходимо.
Вот, как-то так.