Найти в Дзене

110 лет назад. Первый убитый Первой Мировой войны

Шарж на Жана Жореса

«Капитализм — это беспорядок, это ненависть, это безудержное стяжательство, это натиск стада, рвущегося к кормушке и топчущего всё живое, чтобы к ней пробиться». Кто это сказал? Историк, социалист Жан Жорес (1859—1914), убитый 31 июля 1914 года. Он стал, возможно, первой жертвой начинавшейся Мировой войны, если не считать, конечно, эрцгерцога Фердинанда с супругой. Свою судьбу Жорес предсказал сам: «Не пройдёт и шести месяцев, как начнётся война. Я получаю столько писем с угрозами, и я не удивился бы, если бы оказался её первой жертвой. Я прощаю того, кто меня убьёт. Виновными будут те, кто даст ему оружие. Я мечтаю только о том, чтобы мне не пришлось слишком мучиться…» Желание его сбылось: смерть была мгновенной, от выстрела в затылок... Ну, а война... На следующий день французы читали в газетах две главные новости: о гибели Жореса и о всеобщей мобилизации.
Автор этих строк познакомился с творчеством Жореса довольно рано: будучи советским школьником, 13-14 лет, зачитывался его многотомной «Социалистической историей Французской революции». У меня этой книги дома не было, я брал её у приятеля, и она была отличным противоядием против прочитанного ещё раньше многотомника Ипполита Тэна на ту же тему — «Происхождение современной Франции» (дореволюционного издания). Тэн, яростный противник и критик революции с ультрареакционных позиций, размашисто живописал и клеймил её «ужасы». Всё это сочинение — сплошное обвинение революции и революционеров в жестокости, бесчеловечности, жертвах и т.д.

Такой французский Солженицын XIX века. Помню, меня поразило название одной главки его книги, относящейся ещё к эпохе жирондистов, 1792 году — «Правление шаек во время анархии». Если он даже о жирондистах так, то как же о якобинцах?!.. Ещё из книги Тэна мне запомнилась его излюбленная аллегория о том, что Робеспьер, мол, и его соратники «ехали верхом на жабе». Дескать, едет тот верхом на жабе и не может с жабы слезть, а жаба уничтожает людей посредством террора. Но вот занятно: потом Тэн переходил к истории Наполеона и миллионные жертвы наполеоновских войн его как-то внезапно и резко переставали интересовать. Он зачарованно и восхищённо любовался «новым порядком», который навёл Бонапарт. А может быть, Наполеон тоже ехал верхом на жабе, густо орошая всю Европу кровью? Нет, что вы, как можно, помилуйте!.. Но тогда мне трудно было самостоятельно подобрать мысленные возражения против Тэна, хотя согласиться с ним я тоже не мог. И тут мне помог Жорес, который очень аккуратно, деликатно, время от времени снисходительно полемизируя с Тэном, расставлял все точки над i. Жорес готов был понять и объяснить и логику поведения короля, и логику тех, кто послал его на эшафот, и логику «сентябристов» — то есть участников народных расправ в сентябре 1792 года. Это было замечательно...

-2

Жан Жорес на митинге

А в 1914 году, в преддверии мировой бойни, Жорес страстно сражался против её прихода.

-3

В 1910 году он говорил: «Прошли времена, когда из-за войны лишь вытаптывали посевы на поле битвы, когда война носила внешние черты грозной красоты, рыцарства и благородства. Теперь все от мала до велика почувствуют её. Миллионы будут противостоять друг другу на фронте. Они обрушат друг на друга невиданную мощь огня и железа. Представьте поля Шампани, где всё выжжено, сама земля изуродована, где страшный фейерверк взрывов ослепляет и оглушает солдат, где звон металла, грохот, пламя, дым, где стоны раненых и последние слова умирающих сливаются в картине ада! Потери достигнут миллионов. Современная промышленность станет орудием войны и будет работать только на разрушение. А расстройство экономики, голод, эпидемии… Европу поразит такое страшное бедствие, что повергнутые в горе и ужас народы увидят, как на них надвигается видение Апокалипсиса! Вот что такое будущая война!»

Так он выступал на митингах, навлекая на себя ярость французских патриотов. «Жорес — похабная девка на содержании у немцев», — заявлял Шарль Моррас, будущий осуждённый гитлеровский коллаборант. Поднимаясь на трибуну, добродушный и мирный с виду Жан Жорес преображался в «тысячепудовый паровой молот», как его назвал Троцкий, или в «человеко-дьявола», как его окрестил марксист Поль Лафарг.

-4

Эти рисунки, сделанные с выступающего Жореса, дают представление о его ораторской мощи и энергии

-5

Так изображали момент убийства в тогдашней прессе

-6

Рауль Виллен, убийца Жореса. За убийство — оправдан (!) французским судом, под влиянием патриотических чувств. Но в 1936 году расстрелян в Испании республиканцами как шпион

-7

История Французской революции, написанная Жоресом, которой я зачитывался, когда учился в советской школе

А на этом рисунке мы видим мини-галерею портретов марксистов-революционеров, погибших в годы мировой войны или сразу после её окончания от руки врагов.

-8

Иван Симаков (1877—1925). Жорес, Урицкий, Либкнехт, Люксембург, Володарский. Рисунок. 1918—1924

-9

Жан Жорес (1859—1914), убит 31 июля 1914 года.

-10

Моисей Урицкий (1873—1918), убит 30 августа 1918 года.

-11

Карл Либкнехт (1871—1919), убит 15 января 1919 года.

-12

Роза Люксембург (1871—1919), убита 15 января 1919 года.

-13

В. Володарский (1891—1918), убит 20 июня 1918 года.

Между прочим, если считать, что Третья мировая война уже идёт, и началась она локально в столетие Первой, в 2014-м, то примерно такой же мартиролог у современных марксистов есть, пусть в нём и гораздо менее знаменитые люди. Но тоже — красные активисты, публицисты, журналисты... Например:

-14

Вадим Папура (1996—2014), погиб 2 мая 2014 года.

-15

Андрей Бражевский (1987—2014), на фото справа, погиб 2 мая 2014 года.

-16

Всеволод Петровский (1986—2015), погиб 8 февраля 2015 года.

-17

Евгений Голышкин. Погиб 1 сентября 2022 года.

И этот список, разумеется, неполон и, боюсь, ему ещё предстоит пополняться...