Наши дети с самого начала жизни окружены гаджетами. Некоторые ещё не научились держать в руке ложку, а уже во всю экспериментируют со смартфонами или планшетами. Нам, взрослым, может быть трудно понять, насколько их видение мира отличается от нашего. Именно из-за этого непонимания взрослые слишком демонизируют гаджеты и всё больше семей скандалят с детьми из-за страха, что у ребенка зависимость от гаджета.
Как определить, что у ребенка зависимость от телефона?
Частое использование:
- Ребенок проводит большую часть свободного времени с телефоном, игнорируя другие виды деятельности.
- Постоянное использование телефона даже в неподходящее время (например, во время еды, учебы или перед сном).
Снижение интереса к другим занятиям:
- Потеря интереса к хобби, занятиям спортом, общению с друзьями и семье.
Проблемы с учебой и выполнением обязанностей:
- Падение успеваемости в школе, забывание домашних заданий или нежелание их выполнять.
- Невыполнение домашних обязанностей или поручений из-за телефона.
Проблемы со сном:
- Бессонница или недостаток сна из-за использования телефона поздно вечером или ночью.
- Постоянное желание проверить телефон даже перед сном.
Эмоциональные и поведенческие изменения:
- Раздражительность, тревожность или агрессия, когда ребенок не имеет доступа к телефону.
- Скрытность в отношении времени, проведенного за телефоном, или попытки скрыть активность на устройстве.
Физические симптомы:
- Частые головные боли, боли в шее или запястьях, вызванные длительным использованием телефона.
- Утомление и усталость из-за длительного времени, проведенного за экраном.
Проблемы в общении:
- Отчуждение от семьи и друзей, предпочтение общения через телефон вместо личных встреч.
- Снижение навыков межличностного общения и нежелание участвовать в разговорах лицом к лицу.
Основной страх заключается в том, что взрослые понимают насколько важно реальное общение. Удивительно, но подростки это тоже ценят.
Вот простой факт.
Во время пандемии многие дети быстрее и легче приспособились к онлайн-обучению, чем их учителя. Благодаря своей нативной цифровой грамотности, многие школьники оказались в своей зоне комфорта, используя технологии для обучения. Они быстро освоили новые платформы и инструменты, что помогло им эффективно учиться из дома.
Однако многие подростки в ходе этого перехода осознали, насколько важен реальный, а не виртуальный контакт с учителями и друзьями. Возможность общаться лицом к лицу, обмениваться эмоциями и идеями в реальном времени оказалась не менее важной, чем получение информации через экран. Для многих детей это стало открытием.
Наличие друзей и приятелей воспринимается как нечто само собой разумеющееся, и сами подростки зачастую не осознают, насколько важно реальное общение с настоящими друзьями для хорошего самочувствия. Пандемия коронавируса заставила их осознать это, а также обнаружить большую разницу между реальными и виртуальными друзьями.
А что делать?
Чтобы наладить и стимулировать живое общение у ребенка, страдающего зависимостью от гаджета, можно использовать несколько стратегий:
Планирование семейных мероприятий:
- Устраивайте регулярные семейные ужины без гаджетов, где каждый может поделиться своими новостями и впечатлениями.
- Организуйте совместные активности на свежем воздухе, такие как прогулки, пикники, походы или спортивные игры.
Ограничение экранного времени:
- Установите четкие и разумные правила использования гаджетов, например, ограничение времени на телефоне или планшете.
- Создайте зоны без гаджетов в доме, такие как кухня или столовая, где использование устройств запрещено.
Поддержка и развитие хобби и интересов:
- Поощряйте ребенка к занятиям, которые требуют личного участия, таких как спорт, музыка, рисование или кулинария.
- Записывайте ребенка в кружки или секции, где он сможет встретиться с другими детьми и наладить живое общение.
Создание условий для общения с друзьями:
- Организуйте встречи или вечеринки для ребенка и его друзей у вас дома.
- Поощряйте ребенка приглашать друзей на прогулки, катание на велосипеде или другие активные виды отдыха.
Совместные игры и проекты:
- Играйте вместе в настольные игры, которые способствуют общению и взаимодействию.
- Занимайтесь совместными проектами, такими как строительство моделей, садоводство или приготовление пищи.
Обсуждение и осознание проблемы:
- Откровенно поговорите с ребенком о его зависимости от гаджетов, объясняя, как это влияет на его здоровье и социальные навыки.
- Вместе с ребенком создайте план по снижению времени, проводимого за гаджетами, и предложите альтернативные занятия.
Пример для подражания:
- Показывайте пример здорового использования гаджетов. Старайтесь не использовать телефон или планшет в тех случаях, когда вы можете уделить время ребенку.
- Проявляйте интерес к жизни ребенка, задавайте вопросы и выслушивайте его мнение, показывая, что живое общение для вас важно.
Поддержка и похвала:
- Поддерживайте и поощряйте ребенка за участие в живом общении и активное времяпрепровождение.
- Хвалите его за достижения и успехи в новых видах деятельности, которые заменяют время за гаджетами.
Постепенное внедрение этих стратегий поможет ребенку развить навыки живого общения и найти баланс между использованием гаджетов и реальными взаимодействиями.
__________
#зависимость_от_гаджетов #зависимость_от_телефонов #зависимость_от_смартфонов