Найти тему
Объект ГЕРОИ

Как уменьшить зависимость детей от гаджетов и стимулировать живое общение

Оглавление

Наши дети с самого начала жизни окружены гаджетами. Некоторые ещё не научились держать в руке ложку, а уже во всю экспериментируют со смартфонами или планшетами. Нам, взрослым, может быть трудно понять, насколько их видение мира отличается от нашего. Именно из-за этого непонимания взрослые слишком демонизируют гаджеты и всё больше семей скандалят с детьми из-за страха, что у ребенка зависимость от гаджета.

Как определить, что у ребенка зависимость от телефона?

Частое использование:

  • Ребенок проводит большую часть свободного времени с телефоном, игнорируя другие виды деятельности.
  • Постоянное использование телефона даже в неподходящее время (например, во время еды, учебы или перед сном).

Снижение интереса к другим занятиям:

  • Потеря интереса к хобби, занятиям спортом, общению с друзьями и семье.

Проблемы с учебой и выполнением обязанностей:

  • Падение успеваемости в школе, забывание домашних заданий или нежелание их выполнять.
  • Невыполнение домашних обязанностей или поручений из-за телефона.

Проблемы со сном:

  • Бессонница или недостаток сна из-за использования телефона поздно вечером или ночью.
  • Постоянное желание проверить телефон даже перед сном.

Эмоциональные и поведенческие изменения:

  • Раздражительность, тревожность или агрессия, когда ребенок не имеет доступа к телефону.
  • Скрытность в отношении времени, проведенного за телефоном, или попытки скрыть активность на устройстве.

Физические симптомы:

  • Частые головные боли, боли в шее или запястьях, вызванные длительным использованием телефона.
  • Утомление и усталость из-за длительного времени, проведенного за экраном.

Проблемы в общении:

  • Отчуждение от семьи и друзей, предпочтение общения через телефон вместо личных встреч.
  • Снижение навыков межличностного общения и нежелание участвовать в разговорах лицом к лицу.

Основной страх заключается в том, что взрослые понимают насколько важно реальное общение. Удивительно, но подростки это тоже ценят.

Вот простой факт.

Во время пандемии многие дети быстрее и легче приспособились к онлайн-обучению, чем их учителя. Благодаря своей нативной цифровой грамотности, многие школьники оказались в своей зоне комфорта, используя технологии для обучения. Они быстро освоили новые платформы и инструменты, что помогло им эффективно учиться из дома.

Однако многие подростки в ходе этого перехода осознали, насколько важен реальный, а не виртуальный контакт с учителями и друзьями. Возможность общаться лицом к лицу, обмениваться эмоциями и идеями в реальном времени оказалась не менее важной, чем получение информации через экран. Для многих детей это стало открытием.

Наличие друзей и приятелей воспринимается как нечто само собой разумеющееся, и сами подростки зачастую не осознают, насколько важно реальное общение с настоящими друзьями для хорошего самочувствия. Пандемия коронавируса заставила их осознать это, а также обнаружить большую разницу между реальными и виртуальными друзьями.

А что делать?

Чтобы наладить и стимулировать живое общение у ребенка, страдающего зависимостью от гаджета, можно использовать несколько стратегий:

Планирование семейных мероприятий:

  • Устраивайте регулярные семейные ужины без гаджетов, где каждый может поделиться своими новостями и впечатлениями.
  • Организуйте совместные активности на свежем воздухе, такие как прогулки, пикники, походы или спортивные игры.

Ограничение экранного времени:

  • Установите четкие и разумные правила использования гаджетов, например, ограничение времени на телефоне или планшете.
  • Создайте зоны без гаджетов в доме, такие как кухня или столовая, где использование устройств запрещено.

Поддержка и развитие хобби и интересов:

  • Поощряйте ребенка к занятиям, которые требуют личного участия, таких как спорт, музыка, рисование или кулинария.
  • Записывайте ребенка в кружки или секции, где он сможет встретиться с другими детьми и наладить живое общение.

Создание условий для общения с друзьями:

  • Организуйте встречи или вечеринки для ребенка и его друзей у вас дома.
  • Поощряйте ребенка приглашать друзей на прогулки, катание на велосипеде или другие активные виды отдыха.

Совместные игры и проекты:

  • Играйте вместе в настольные игры, которые способствуют общению и взаимодействию.
  • Занимайтесь совместными проектами, такими как строительство моделей, садоводство или приготовление пищи.

Обсуждение и осознание проблемы:

  • Откровенно поговорите с ребенком о его зависимости от гаджетов, объясняя, как это влияет на его здоровье и социальные навыки.
  • Вместе с ребенком создайте план по снижению времени, проводимого за гаджетами, и предложите альтернативные занятия.

Пример для подражания:

  • Показывайте пример здорового использования гаджетов. Старайтесь не использовать телефон или планшет в тех случаях, когда вы можете уделить время ребенку.
  • Проявляйте интерес к жизни ребенка, задавайте вопросы и выслушивайте его мнение, показывая, что живое общение для вас важно.

Поддержка и похвала:

  • Поддерживайте и поощряйте ребенка за участие в живом общении и активное времяпрепровождение.
  • Хвалите его за достижения и успехи в новых видах деятельности, которые заменяют время за гаджетами.

Постепенное внедрение этих стратегий поможет ребенку развить навыки живого общения и найти баланс между использованием гаджетов и реальными взаимодействиями.

__________

#зависимость_от_гаджетов #зависимость_от_телефонов #зависимость_от_смартфонов