Как известно, культовый роман Булгакова к концу повествования полон весьма откровенных сцен - в том числе, во время полета главной героини на метле, а также на балу у Сатаны.
Каждый из режиссеров разных экранизаций знаменитой книги решал вопрос съемок этих непростых эпизодов по-своему.
Анастасия Вертинская
Юрий Кара в 1993-м показал Анастасию Вертинскую как есть - лишь слегка иногда драпируя легким воздушным платьем или же особым костюмом.
Ради съемок уже 50-летней актрисе пришлось срочно взяться за похудение, пить одну лишь воду с лимоном и подтянуть фигуру. Сама Настя осталась отснятым крайне недовольно. Требовала удалить многие слишком уж откровенные сцены со своим участием. Однако Кара посчитал нужным оставить все как было.
Любопытно, что Кара устроил для съемок бала настоящий кастинг, отбирая лишь красавиц с лучшей фигурой. Однако не прошедшие отбор дамы все равно умудрились потом в съемку незаконно влезть, забежав на площадку. И потребовали за то немалый гонорар. Хотя по сути сильно испортили кадр - например, не сняли христианские крестики, с которыми вряд б мессир Воланд к себе на бал пропустил бы...
Анна Ковальчук
Александр Бортко свою Маргариту, Анну Ковальчук, в 2004-м постарался скрыть за спецэффектами и «размываниями кадра». Особенно самые «деликатные» места актрисы.
Хотя Анне все равно пришлось непросто при съемках: особенно на улице. Чтоб снять кадры на открытом воздухе съемочной группе приходилось на время перекрывать улицу. И актриса просто быстро шла от места от места, после чего ее сразу же закутывали в плащ. Впрочем, сама Аня вспоминает:
- Зеваки все равно пробирались поглядеть на меня. И люди из окон домов подсматривали.
Сцены полета на метле снимали уже при помощи компьютерной графики - на синем экране, к которому потом добавляли монтажом ночную Москву. При этом пикантные места актрисы были закрыты. Так что тут Анне проще пришлось.
Позже актриса на выходе в кадре получилась «полупрозрачной»:
А вот на сатанинском балу Анне придумали особый костюм, также многое от любопытных глаз скрывавший. Правда, железный - актриса весьма в нем прохладными ночами крайне мерзла. Тем более, что вокруг стояла съемочная группа в теплой одежде.
Для сравнения. Вампиршу Геллу режиссер Бортко чаще предпочитал и вовсе почти скромно одеть:
Юлия Снигирь
Юлия Снигирь в «Мастере и Маргарите» 2024-го года снялась в тех самых сценах сама и без дублерши. Хотя поначалу очень за свою скромность переживала. И до последнего надеялась, что ей какой-нибудь тонкий комбинезон телесного цвета режиссер предоставит.
Но режиссер Майкл Локшин в большинстве случаев решил работать «на живую» Лишь затем иногда одевая актрису в подобие костюма или же делая в кадре почти прозрачной невидимкой.
Потом актриса в одном из интервью призналась:
- Сцены мне тяжело дались, видимо так и не стала я до конца откровенной европейской актрисой.
Гелла у Локшина, актриса Полина Ауг, также почти всегда прилична:
В общем, каждый режиссер исходил из собственных взглядов и фантазий, сами видите, дорогие друзья :)