Обещала написать, чем я занималась в отпуске.
Исполняю.
Сохраняя хорошие отношения, никогда не знаешь, что такого интересного тебе может подкинуть жизнь. Но в этом и суть. Потому что одна их характеристик системы – создавать новое. Зимой, согласившись на участие в межфакультетском форуме, организованным моим родным университетом, я была уверена, что выступлю в роли эксперта: расскажу ребятам о том, как работают их внутренние механизмы обучения, как важно уметь управлять своими желаниями и проявлениями, зачем развивать навыки… Так я думала до лета. Но меня ждала другая роль – наставник по проекту. Наставник по грантовому проекту на моем родном факультете.
Как минимум предстояло выяснить все боли факультета, как максимум – решить одну из них посредством комплекса мероприятий.
Я не стану описывать все тяготы мыслительного процесса. Но вот, что интересно: основная проблема, которую выявили ребята и которая, как мне думается, есть во всей образовательной системе, - отсутствие коммуникации между кафедрами внутри институтов. Не в плане поболтать, нет. Университет дает нам знания, но в современном мире этого мало. Выпускаясь, молодые специалисты, зачастую, не только слабо понимают, кто они и каков их функционал (опустим причины), но и трудно адаптируются в реальных компаниях, ведь компания – это система, состоящая из множества подразделений и отделов, работающих над одним продуктом или решающих определенную задачу. А это про хорошо развитую коммуникацию, знание собственной ценности и умение работать со специалистами других профилей для достижения общей цели. Кто учит этому?
Университет как мини корпорация: состоит из факультетов, те, в свою очередь, из кафедр и специальностей. У каждого свой набор навыков. Что было бы, если бы во время обучения в институте, ребята имели возможность работать в коллаборации с другими специальностями, размышлять над потребностями современного общества, создавать общие проекты и пополнять знания друг друга?
Любой навык требует времени. Время – ресурс, который нельзя купить. Зато можно потратить с умом. Сейчас мир требует от нас быть не важными, а нужными. А значит, знающими свою ценность, умеющими управлять своими способностями и способными к совместной эффективной работе с другими людьми.
Одному Богу известно, что было бы, если бы в свое время многоуважаемый и выдающийся физиолог Иван Петрович Павлов не обесценил бы работу другого выдающегося человека, психиатра и исследователя мозга, Владимира Михайловича Бехтерева. Только представьте, как выглядел бы общий труд двух гениев, и что бы сейчас мы знали о человеке. К сожалению, тогда еще не догадывались про когнитивные ошибки и уникальность восприятия.
Современный мир – не место для собственного эго, боязни общения и страха совершить ошибку. «Выживет», как говорил еще один уважаемый человек, - «не самый сильный из видов и не самый умный, а тот, который лучше всех реагирует на изменения».
А изменения будут происходить все быстрее. И они требуют определенного мышления: интегрального, системного, латерального, дивергентного. А для этого нужны другие люди и умение с этими людьми взаимодействовать.
Какие выводы я сделала из этого опыта.
Во-первых, в очередной раз убедилась в системности как в сквозном качестве всего: связи между чем бы то ни было рождают новые идеи и возможности. Во-вторых, с удовольствием понаблюдала, как современная молодежь выявляет проблемы и предлагает решения. Не знаю, насколько проект обретет реальность, но то, что ребята не смогут развидеть связи внутри образовательной системы – это точно. Все остальное - желание и уверенность в собственных силах. В-третьих, начала писать проект в рамках своей рабочей деятельности, предстоит большая работа.
Ну и, наконец,
я увидела для себя одну простую, но очень важную вещь: первый и самый ценный проект, над которым мы работаем всю свою жизнь, определяем цели, планируем, вкладываем ресурсы и корректируем, в надежде достичь желаемого, - это мы сами. И навык проектной деятельности нужен хотя бы для того, чтобы быть способным решать задачи, которые подкидывает нам жизнь. Я работаю с людьми, и теперь роль «проектный наставник» зазвучала иначе.
Над этим точно стоит подумать…