Николай Губенко начинал как актёр, но с годами понял, что в этой профессии ему тесно и получил второе образование, режиссёрское.
Губенко снял шесть картин, для пяти из них самостоятельно написав сценарии.
И самой проникновенной, самой личной и пронзительный стала драма «Подранки» ( 1977) о детях, переживших войну и навсегда покалеченных ею.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
В основе сценария «Подранков» — факты из биографии самого режиссёра.
Николай Губенко родился в августе 1941 года в Одессе, его отец погиб на фронте, мать казнили фашисты. Мальчик провёл детство в детдоме и отлично знал детдомовскую жизнь. В сценарии также появились линии, связанные с детством знакомых-ровесников Губенко, в частности, его товарища Геннадия Шпаликова.
Главный герой фильма «Подранки» — мальчишка-беспризорник, осиротевший в войну, живущий с сестрой в окружении таких же беспризорников на улице, а потом попавший в детдом.
Тема беспризорности в советском кино поднималась нечасто, картин на эту тему почти не снимали, а если они и были, то рассказывали о беспризорниках послереволюционных лет,
как, например, «Путёвка в жизнь» (1931) или «Республика ШКИД» (1966). Николай Губенко едва ли не впервые громко рассказал о детях конца сороковых, душевно израненных, но с недетской силой цепляющихся за жизнь и мир, тех самых подранков. Вокруг этих ребят были взрослые, тоже прошедшие через войну, которые сами нуждались в помощи и восстановлении, но посвятили себя воспитанию детей.
Сценарий получился трогательным и деликатным, но оценили его не все.
Чиновники из Госкино, побывавшие на войне или пережившие то же, что и персонажи будущего фильма, узнавали себя и знакомых в героях Губенко и голосовали за экранизацию, другие же, более осторожные и прагматичные, считали, что история слишком спорная и сомнительная.
Но в итоге разрешение на постановку всё же дали, Николай Губенко начал искать исполнителей.
Взрослых актёров Губенко искал среди тех, кто сам родился в военные годы, чтобы их возраст совпадал с возрастом героев. Так в фильм попали Юозас Будрайтис, сыгравший главного героя, Алёшу Бартенева в зрелые годы, и Александр Калягин, ставший его успешным и обеспеченным братом Денисом, когда-то потерянным в снова обретённым.
Учительницу, преподающую детдомовцам биологию, сыграла Жанна Болотова, жена и верный соратник Николай Губенко, для которой он находил роли во всех своих лентах.
В образе ещё одного брата Алексея, озлобленного рецидивиста Сергея, отбывающего очередной срок, снялся Георгий Бурков.
В других ролях — настоящие советские кинозвезды, многими из которых Губенко ещё не раз будет снимать: Наталья Гундарева и Людмила Шагалова, Эльза Леждей и Валентина Березуцкая, Ролан Быков и Евгений Евстигнеев, Пантелеймон Крымов и Бухути Закариадзе. Роль одного из воспитателей сыграл сам режиссёр, он же озвучил Юозаса Будрайтиса.
Актёров-детей искали по всей стране. Режиссёр отсмотрел, по его словам, 13 тысяч мальчиков. При этом он был уверен, что
детдомовцев должны играть ребята с трудным детством, так что ориентировался сразу на детские дома, обращался в комиссии по делам несовершеннолетних с просьбой порекомендовать ему так называемых трудновоспитуемых.
В итоге отобрали 15 мальчишек, которые и появились на экране. Роль Алёши получил воспитанник московского интерната Алексей Черствов, который даже внешне оказался похож на Николая Губенко.
Дольше всего искали юного артиста на роль Вальки Гандина, трагическую, тяжёлую, сложную даже для опытного исполнителя. Ни один претендент не смог показать нужного драматизма, и тогда
Николай Губенко принял весьма нетривиальное решение: эту роль он отдал девочке-подростку из того же интерната, где рос Алексей Черствов, Зое Евсеевой.
Но не зная об этом факте, догадаться, что на экране девочка, невозможно: так
тонко, но сильно сыграла Зоя Вальку, молчаливого, строгого, но таящего в сердце колоссальную ненависть к фашистам.
Николай Губенко близко познакомился со всеми ребятами, вместе они провели на съёмочной площадке сотни часов, и за это время по-настоящему сблизились.
Губенко, сам сирота, понимал юнах артистов и тепло к ним относился, за что они платили ему взаимностью и старались делать всё, о чём он просил.
Группа побывала в Воронеже, где создавались эпизоды жизни Алёши Бартенева до детдома, а сам детдом снимали уже в подмосковном Переделкино.
Отдельно нужно сказать о музыке, которую Николай Губенко выбрал для ленты.
Это были не современные композиции и не песни военных времён, а классика. Такой приём режиссёр вообще часто использовал в своих работах
и всегда классическая музыка усиливала атмосферу и подчёркивала настроение картин. Так получилось и в «Подранках»: классическая музыка придаёт кадрам лёгкую туманность, чуть замутнённую ностальгичность, кажется, что всё показанное — далеко, но при этом невероятно близко и реально.
Завершают повествование строчки авторства Геннадия Шпаликова. Николай Губенко хотел, отдать честь памяти отца Геннадия, погибшего на войне, и продемонстрировать уважение к самому Шпаликову, в фильме по сценарию которого Николай дебютировал как актёр (это была «Застава Ильича», она же «Мне двадцать лет» 1964 года).
Утверждением на кинокомитете «Подранков» прошло не без проблем, однако фильм в целом одобрили и даже отправили на Каннский фестиваль. В СССР по итогам года «Подранки» вошли в число самых успешных лент 1977 года, в Каннах же произошло неожиданное.
Зрители, пришедшие на показ, не понимали смысл слова «подранки» и не представляли, о чём расскажет им советская лента. Но после демонстрации из зрительного зала многие выходили со слезами на глазах,
вспоминая главную трагедию двадцатого века и, возможно, собственное военное и послевоенное детство.
А вы находите оправдание для Григория Альбертовича, отхлеставшего Алёшу?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: