В сибирском городе Братске стоял месяц сентябрь. Знамо дело, он по всей земле стоял, только это же о детишках рассказик, так, стало быть, надобно немножечко загадочно писать. И может такое случится, что от этой самой загадочности человечкам малым и большим интереснее будет читать...
Было это уже в далёком-предалёком тысяча девятьсот семьдесят втором году. В один из дней Света принесла в детский садик подаренный ей родным дядей Колей компас. Дядя её был капитаном дальнего плавания. Рассказывал он Свете, что ходит по всему бескрайнему Северу на большом корабле, видел больших китов, косаток, белых медведей, моржей, пингвинов. Светка тут же попросила дядю Колю, чтобы он взял её с собой, рассказала любимому дяде, что очень хочет погладить косаточку по голове, накормить конфетками и напоить чаем с брусничным вареньем, которое она любит. Ведь мама его делает ягодка к ягодке, с сиропом. Девочка смело говорила, что возьмёт большую деревенскую деревянную ложку и будет кормить косаточку.
Капитан долго смеялся, слёзы прямо-таки ручьём лились из его глаз, и наконец сказал:
– Света, племяшка моя золотая! Рассмешила ты меня крепко. Косатки – они же большие, плавают в ледяной воде, их точно никак не погладишь.
Расстроилась девочка, и капитан дальнего плавания вдруг и подарил, увидев детскую печаль, племяннице компас. Светка от неожиданности перестала расстраиваться, открыла рот от удивления, затем подержала маленько в ручонках своих компас, поглядела на красивые стрелки и протянула руки обратно, тихо говоря при этом дяде:
– Как же ты, дядя Коля, без компаса будешь по Северу ходить? Заблудишься, а мы тут будем за тебя переживать. Ты вот, когда долго писем не пишешь, мамочка моя, знаешь, как плачет?! Говорит, не случилось ли чего с братом?
Рассмеялся капитан, а просмеявшись, ответил:
– У меня на корабле большой компас есть, а этот, маленький, я тебе на добрую память привёз. Вы с мамой, когда от меня долго писем нет, старайтесь не переживать. С корабля ведь письмо не отправишь. И когда сильно загрустите, поглядите на компас, и вам непременно станет полегче. А в этот самый момент я, может быть, буду есть борщ или макароны по-флотски с котлетой, пить компот и тепло думать о вас. О том, что в далёком Братске живёт моя сестрёнка Лена с племяшкой Светой. И что в следующий мой приезд я постараюсь привезти тебе, Светка, настоящую подзорную трубу.
Вмиг перестала от таких дядиных слов переживать девочка, но всё же сказала:
–- Ты, дядя Коля, береги себя там. Мне кажется, косаточки – они добрые, но только ты не прыгай в ледяную воду, чтобы покупаться с ними, а то простудишься.
Снова веселился капитан дальнего плавания, а когда уезжал на Север, взял на руки свою дорогую племяшку, поднял её выше головы и расцеловал маленькое дорогое сокровище.
И вот Света, принеся компас в садик, сразу показала его своим друзьям Сашке и Игорю, Света почему-то дружила только с мальчиками и была у них за старшую. Светка рассказала мальчишкам о дяде, о далёких косаточках, и предложила по компасу идти на Север к дяде, строго сказав при этом:
– Одевайтесь потеплее в телогрейки и еды побольше берите. Консервы, печенье, котлеты, если кто возьмёт, то их надо будет съесть в первый день, а то испортятся.
Но план похода на Север почему-то стал быстро известен их родителям. Когда Игорь пришёл домой и стал из холодильника класть в рюкзак консервы, мама Рита спросила: куда это он собирается? Но Игорёк не рассказал маме ничего, лишь сильно нахмурился. Тогда папа Игоря Сергей взял в руки ремень, и мальчик, испугавшись, тихо-претихо рассказал родителям о походе на Север, где плавают красивые-прекрасивые большие-пребольшие косатки, и что Светка хочет накормить их вареньем из большой деревянной ложки. А они с Сашкой хотят поглядеть ещё и на птиц, покормить их печеньками, ведь они голодные там, на Севере, и там, наверно, нет столовых с вкусной едой.
А Сашка попался на котлетах. Когда мама Маша нажарила полную сковороду котлет, но увидев, что в доме нет хлеба, ушла в магазин, Саша достал рюкзак и горячие котлеты полетели в рюкзак. Мама вернулась из магазина, а сковорода пуста. Глядит на сыночка, а тот телогрейку надевает.
В это время приехал на обед муж Степан. Узнав о северном походе, родители Сашины долго смеялись, но маме Маше всё же жаль было обеда. Ведь рюкзак оказался грязным, есть котлеты теперь было нельзя.
Только Светке удалось остаться незамеченной. Она положила в сумку пачку печенья и бутылку лимонада, приготовила и зимнее пальтишко.
Но утром о северном походе детей стало известно всему детскому саду. Светка, разозлившись на мальчишек, целых полдня даже не разговаривала с ними, но потом неожиданно простила их. Потому что ни у кого из детей не было компаса, и все, даже взрослые воспитательницы, дружно разглядывали красивые стрелки на компасе, но на Северный поход почему-то больше никто не отважился.
Жалела Светка, что не поплавала с дядей на большом корабле. Она верила, что когда дошли бы они до Северного Полюса, то дядя Коля сразу бы посадил их на свой большой корабль и накормил бы путников макаронами по-флотски, напоил бы компотом. Но пуще всего переживала Светка, что так и не погладила косаточек…
Project: Moloko Author: Казаков Анатолий
Другие истории этого автора этого автора здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь