Найти тему
Экономика России

Мотивация Банка России по ключевой ставке непонятна

Совет директоров ЦБ РФ, в соответствии со звучавшими ранее в СМИ намёками от представителей регуляторов, ещё больше поднял ключевую ставку, с 16% до 18%. При этом дал прогноз по средней величине ставки до конца года — 18-19,4%. Из него понятно, что ЦБ РФ намерен ещё повысить ставку.

Сам ЦБ РФ объясняет, что, мол, «во II квартале 2024 года кредитная активность оставалась высокой как в розничном, так и в корпоративном сегменте». В регуляторе видят в этом проблему, но возникает вопрос: а что значит — «высокая кредитная активность»?

Это как меряется, и даже если есть целевая цифра прироста кредитования в стране (мы её тоже не видим), то почему именно этот ориентир ЦБ РФ считает оптимальным? Ответов на эти вопросы нет.

Ровно как ЦБ РФ детально не сообщает, почему целевой уровень инфляции — 4%. В США, например, 2%, а почему в России — 4%? Обычно говорят, что 4% — это комфортно для инвесторов, но что это за инвесторы, кто их изучал, насколько была репрезентативной выборка?

Зато ЦБ РФ признаётся, что его намеки на июльское повышение ключевой ставки повлияли на финансовый рынок, в результате чего ставки доходности ОФЗ существенно выросли.

Говоря проще, Банк России сознаётся, что общее ожидание роста ключевой ставки сделало заимствования для российского бюджета более дорогими. То есть, из-за роста ключевой ставки бюджет России вынужден больше направлять средств на погашение своих долговых обязательств, так как новые выпуски ОФЗ размещаются под более высокий процент.

За высокую ключевую ставку, таким образом, расплачиваются российские налогоплательщики. Они же получают инфляцию издержек, так как высокая ключевая ставка увеличивает процентные расходы компаний, а значит и себестоимость произведенной продукции и оказываемых услуг.

А вместе с сегодняшним решением о повышении ключевой ставки себестоимость вырастет ещё больше. Легко понять, что себестоимость будет толкать цены вверх, никак не способствуя замедлению темпа роста потребительской инфляции.

В ЦБ РФ признаются, что не выполняют собственный план: регулятор на этот год ранее рассчитывал на инфляцию в диапазоне 4,3-4,8%, а теперь говорит о 6,5-7%.

Какой смысл повышения ставки, если главная цель, ради чего якобы это делается — снижение темпа роста цен — не выполняется? Ставка повышается, инфляция ускоряется — этот механизм отчётливо прослеживается.

ЦБ РФ жалуется на дефицит кадров на рынке труда как на один из факторов роста цен. Но чтобы внедрять автоматизацию и роботов предпринимателям нужны доступные заёмные средства — откуда они возьмутся, если кредиты дорожают? Более того, ЦБ РФ не понимает, почему не сокращается кредитная активность. Так пока регулятор будет и дальше делать намёки на дальнейший рост ставки, экономические субъекты будут стремиться брать кредиты не потому, что они недорогие, а потому что завтра они станут дороже.

Конечно, объём кредитования будет сокращаться, но ЦБ РФ не объясняет, какое сокращение он будет считать приемлемым. Интересно, что пока ЦБ РФ делает намёки на следующее повышение ставки, которое возможно будет в сентябре, в сентябре же будет заседание и ФРС США.

И вот фьючерсы на ставку, которые торгуются на чикагской бирже CME Group, дают сейчас вероятность в 100%, что американский центральный банк снизит ставки. Это не значит, что будет так, но такие ожидания — очень хороши для экономики.

И в ФРС США это понимают: не стоит, по возможности, посылать сигналы бизнесу об ужесточении денежно-кредитной политики. Иначе он будет просто сворачивать свою деятельность. У нас же ЦБ РФ формирует именно такие ожидания, но зачем?