Про копирайтеров читайте в моей предыдущей статье:
А здесь, в этой статье — продолжение.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Про копи царя Соломона — это так, вспомнилось рефреном. Когда-то давно (10-й век до нашей эры) такой царь существовал. В его время бронза и медь считались ценными металлами. И согласно древним легендам медь для накопления его богатств добывалась в рудниках, известных как копи царя Соломона.
Слово "копирайтер", обозначающее профессию или род занятий, произошло, собственно, от названия выполняемой работы — от копирайтинга.
И в этой статье мы поговорим о копирайтинге.
Про персону (специалиста), выполняющую действия по созданию такого текста, т. е. копирайтера, читайте предыдущую мою статью.
Копирайтинг. Этимология
Слово "копирайтинг" — это транскрипции в русский язык слова английского: "copywriting". Само английское слово, оно составное: "copy" (в переводе — "копия", "to write" (в переводе — "писать", ударение на второй слог, это на всякий случай). По определению и смыслу "копирайтинг" — это написание/создание текста, как правило, с целью рекламы или других форм маркетинга в частности, директ-маркетинга) и аналогичных областей бизнеса.
Это тексты, которые стимулируют рост продаж или популяризируют товар, компанию, услугу, человека или идею.
В русскоязычном интернете термин "копирайтинг"присвоили себе, здесь под копирайтингом понимают написание информационных и рекламных текстов, которые продвигают и наполняют исключительно интернет-ресурсы.
Считается что копирайтинг как понятие сформировалось в США в конце 1920-х годов, и первой вехой считается следующая книга 1932-го года:
- «Проверенные методы рекламы»
(Tested Advertising Methods)
автор — Джон Кейплз (1900—1990).
Копирайтинг. Классификация
В копирайтинге самые востребованные формы текстов — это:
- слоганы,
- тексты для баннеров,
- сценарии (чаще всего для ТВ- и радиороликов, event-мероприятий),
- рекламные статьи,
- обзорные статьи,
- нативные статьи,
- и т. д.
Различают несколько видов и подвидов копирайтинга, границы тонко-условные, но они есть:
- Копирайтинг прямого отклика.
Востребован в прямой рекламе — той, что оперирует призывом "здесь и сейчас", предлагая осуществить нужное действие: заказ, звонок, клик и т. п. Подобные тексты по своей задаче должны побуждать покупателя/пользователя незамедлительно купить товар или воспользоваться услугой. - Информационный копирайтинг.
Под информационным копирайтингом подразумевается написание оригинальных авторских текстов — обзоров, аналитики, описаний товаров и услуг. И в этом смысле он перекликается с журналистикой и пиаром с одной стороны и с копирайтингом прямого отклика — с другой. - Веб-копирайтинг.
Подвид информационного копирайтинга, указывающий на сферу применения: Интернет. Поэтому можно говорить, что веб-копирайтинг - это информационный копирайтинг для веб-сайтов. - SEO-копирайтинг.
В свою очередь, подвид веб-копирайтинга, чьей спецификой является специальная подготовка или оптимизация подготавливаемых текстов — внедрение ключевых слов и фраз для повышения релевантности с точки зрения поисковых систем. В термине для обработанных таким образом текстов — SEO-копирайтинге, аббревиатура образована заглавными буквами английского составного термина "Search Engine Optimization". Особым мастерством здесь считается умение создавать и обрабатывать тексты смежных тематик, определяющиеся поисковыми системами как «экспертные», для чего применяются системы компьютерно-статистического анализа.
ВАЖНО.
Рерайтинг не является разновидностью копирайтинга (моя статья про РЕРАЙТИНГ - ЗДЕСЬ). Во-первых, рерайтинг широк по видам литературной деятельности, и охватывает все жанры художественной и не художественной литературы. А основным отличием второго (копирайтинга) от первого (рерайтинга) является полная оригинальность структуры и содержания текста, заимствования допускаются лишь в целях цитирования либо при использовании устоявшейся терминологии, например, в нонфикшн-текстах, где вольная трактовка некоторых терминов опасна искажением законов или рецептов, например. Данное правило распространяется на все виды и подвиды копирайтинга.
Копирайтинг. Основная проблема
Основная проблема копирайтинга — в воровстве авторских текстов, а в последнее время, в генерации текстов через ИИ. И то, и другое связано с фундаментальными основами авторских прав. Ведь текст первоисточника кому-то принадлежит по правам. Этот текст можно скопировать без разрешения (т. е. украсть), или загнать без спроса в прикладную программу на базе ИИ/ОНС (что тоже есть воровство) и заполучить якобы новую генерацию текста.
В наши дни для определения технической уникальности текстов копирайтинга используется разного рода автоматизированное ПО, сверяющее фрагменты текстов с идентичными и похожими, размещёнными в сети. Результаты таких измерений базируются на вычислении соотношения найденных фрагментов в сравнении с общим объёмом текста — чем больше совпадений, тем больше вероятность того, что текст является плагиатом или компиляцией.
Напутствие копирайтерам
Хотя ваши обязанности будут различаться в зависимости от компании к компании (организации), у вас как копирайтера в принципе есть/будет пять основных обязанностей:
- Проведение интервью и проведение высококачественных исследований (если нужен предварительный "рисерч").
- Написание понятных и убедительных текстов для различных медиа (например, веб-страниц, рассылок по электронной почте, корпоративных инфобюллетеней, соцсетей, печатных маркетинговых материалов и т. д.).
- Вычитка, редактирование и корректура созданного текста.
- Использование SEO-концепций (для увеличения воздействия текста).
- Совместная работа с другими творческими профи (например, графическими дизайнерами и маркетологами) для создания комплексных маркетинговых проектов.
Так что любой копирайтинг — это где-то и личный, и коллективный труд (в команде).
В общем, становитесь и будьте востребованными копирайтерами, умеющими работать как автономно, так и в коллективе.
---***---
#копирайт #копирайтинг #копирайтер #эксперт #экспертиза #статья #книга #консультация #консалтинг #олеглубски #oleglubske #нуженавтор #фильм #кино #анимация #подкаст #сценарий #медиаиндустрия