Скоро наступит время, когда знания, которые сегодня считаются "ненаучными", станут основой образования множества людей. Не потому, что наука, наконец, станет "признавать" то, что сегодня ею отвергается и даже клеймится, но по той очевидной причине, что преодоление созданных веками технократического мировоззрения проблем востребует знания о том, как устроен человек в действительности, и как он может распорядиться присущими ему силами.
Лишь до определённых пределов человечество может нагнетать энергии низших сфер бытия, оставляя Области энергий высших "роль" недоказуемой абстракции. Вера тоже не может спасти человечество без знания, поскольку время на духовную инфантильность тоже истекло, и вместо вечного "просителя" человеку суждено стать сотрудником Бытия. Равновесие, нарушенное до космически опасных степеней, требует знания о Незримости, о тех мощных процессах, которые связывают человечество воедино, связывают человечество и Пространство, и от которых зависит, насколько гармонично сменятся условия жизни на Земле.
Зная исторические примеры столь же мощных смен эволюционных циклов, можно понимать, что смена эпохи "физического" интеллекта на Эпоху разума (духовного) – это время столь масштабных перемен, что каждый человек осознает необходимость, как минимум, лучше понимать жизнь, а также свои духовные задачи в ней.
Если в прежние века человек, проникнувшись сознанием и ощущением Красоты Мира Высшего, мог позволить себе уединение и индивидуальные искания, то время Переходное поистине "призвало" каждого к труду и подвигу. (Не случайно Первая из книг Живой Этики имеет название "Зов".) И эти слова (труд и подвиг) нельзя заменить менее патетично звучащими, потому что без преувеличения каждая капля психической энергии может оказаться решающей на Весах мировой гармонии.
В таких условиях именно Знание становится необходимым, Знание и Красота. Не то знание, которое мятущийся в противоречиях ум то признаёт, то опровергает, не находя опоры ни в одном из законов Природы (которые были бы едиными для зримого и Незримости), но знание, проверенное всеми миллионами лет существования человечества, "добытое" Высшими и "испытанное" многими поколениями Архатов. Новое Учение о Духе открыло человечеству немало великих истин – именно ради спасения и успешного продвижения человечества.
В одной из своих статей Е.П. Блаватская отвечала на часто задаваемый ей вопрос, почему столь долго "скрывалось" знание о Семеричном строении человека и Космоса. Ответ состоял в следующем. Елена Петровна говорила, что эта истина лишь кажется безобидной, но для сознаний, имеющих оккультные способности и склонности – это ключ, воспользоваться которым определённого рода людям будет не слишком трудно, это ключ к тайнам мощных энергий, и в условиях ещё не побеждённой тьмы, широкое оповещение опасно. Зная это, задумаемся, не является ли сегодняшняя, в целом бесперспективная, увлечённость "роботами" (И.И.) – неким полезным отвлечением внимания от применения тонких знаний о человеке, которые, поистине, как открывают возможности высшего познания, так и создают опасности, если применяются с тёмными целями.
Однако эволюцию не остановить, и разговоры о благе духовности и красоты должны быть заменены знанием и обновлением всей деятельности и жизни. Массовое мировоззрение с узко-материалистичного и "слепо" уповающего на Высшее сменится на знание о духе и мысли – о действительной реальности, пронизывающей всю жизнь человечества, что сделает человека сотрудником Сил Жизни.
Итак, Высшее Эго человека есть истинный человек, тот, кто пребывая "вечно" (в течение Манвантары) является, говоря метафорически, "распинаемым на кресте материи": являющим в воплощениях один за другим "облики" – личности, и тем, кто не ведает себя до того счастливого "часа", когда однажды все бесчисленные "облики" сольются в одном. В прежние века эта истина была великий тайной, передававшейся в Мистериях. Сегодняшние "сочинения" многих о своих и чужих якобы прежних жизнях (при всей очевидности иллюзий) являются знаковым явлением, не только потому, что будет всё больше людей, "чаша" которых будет приоткрывать отдельные образы прошлого, но и потому, что закон перевоплощений – важнейшая из основ бытия – станет столь же аксиоматичным в массовом мировоззрении, как сейчас для каждого чуткого сердца – истина о Высшем Истоке Бытия.
Высшее Эго человека есть монада плюс явленный на определённой стадии Эволюции принцип разума, благодаря которому человек стал не только развивать самосознание (низшее "я", сознание личности, сознание своей обособленной индивидуальности), но и осознавать влияния с Высшего Плана, токи энергий от Эго Духовного.
Чем более утончается мыслительный аппарат и сердце (фокус одухотворённой ментальности в человеке), тем в большей степени до сознания личности доносятся веяния с этого Высшего Плана, Плана Духа, где вечно пребывает "Высшее Я". Сознание на этом Плане нарастает по мере роста духовности, то есть накопления в Высшем "Я" высокой психической энергии (которая, как известно, накапливается в мышлении и подвиге, в бескорыстных трудах Общего Блага, в устремлениях духовных и в утончении жизни Красотою).
Конечно, "две души" человека – такая же условность, как и Два Эго (Высшее и низшее). И хотя речь идёт о разграничении более и менее причастных высшему плану энергий, именно факт "двух" природ человека (духовная и материальная) делает понятным процесс эволюции сознания и духа.
Ответ на вопросы вроде того, "зачем" человеку эта общая с животным миром "биологичность", эта "низшая" природа, если он имеет природу высшую, очевиден, если понимать, что есть "дух" и "материя". (Современная философия не может решить вопрос сознания по той же причине, по которой наука не может найти место духу в своей "научной картине мира", и по той же причине, по которой религия не признаёт величия Материи.)
Истина в том, что Дух и Материя – полюса единой Энергии, не существующие в отдельности. Едина Энергия Основа, Энергия, являющаяся в основании всех дифференциаций, сочетания которых и дают как всё множество энергий, так и бесчисленные градации материи.
Дух и Материя – Два Полюса Единой Основы. Дух не проявлен вне материи, а "жизнь", присущая материи и вездесущая, есть дух. Нет ни единого состояния в Проявленном бытии, где дух был бы явлен вне материи. Лишь разные степени одного и другого начал дают всё многообразие природы, степеней сознания. Вот как об этом говорит в своём Письме Е.И. Рерих:
"…в мире проявленном можно говорить лишь о той или иной стадии проявления духо-материи. Дух есть энергия, и мы знаем, что никакая энергия не может проявиться вне материи. Именно, на всех планах, во всех действиях и мышлениях, мы отделиться не можем от материи. Мы обращаемся к высшим или грубейшим видам всё той же материи. Дух, субъективный элемент или энергия, находится в потенциальном состоянии в недрах Космической Природы. Конечно, при дифференциации, в силу чего возникли бесконечные стадии или степени проявления духо-материи, установились понятия относительности и противоположения. Но именно эти относительность и противоположение являются основами нашего познавания" (Письмо от 30.04.1935 г.).
Высшее Эго человека есть то, что в нас принадлежит Миру Высшему, но бытие имеет относительно, поскольку сознание на этом плане должно явиться как самосознание – в последовательном овладении духом материей – преодолении инерции и привнесении в неё света сознания. Самосознание в духе развивается в соответствии с накоплениями тончайших энергий, которые в жизни личности именуются духовностью – в истинном её значении. Высшее Эго – Триада высших принципов (Атма-Буддхи-Манас) для проявления в мире физическом нуждается в Четвёртом принципе – Кама, через который проявляется Желание.
"ЖЕЛАНИЕ в двух аспектах – как Кама-Манас (или низший ум, интеллект, или, в буквальном переводе, ум желаний) и Кама-рупа (форма субъективная, форма ментальных и физических желаний и мыслей). Это есть мыслитель в действии, в связи с Манасом (высшим) и Буддхи образующий высшее тонкое тело, или духовную душу духовно развитого человека" (Е.И. Рерих. Письмо от 11.06.1935 г.).
Манас как одухотворённый ум человека является тем мостом, который соединяет Высшее Эго с сознанием личности. Когда эта связь является состоявшейся и упрочившейся, человек становится тем, что называется духовно развитой личностью, и начинает свой путь к достижению Бессмертия – самосознания на Плане Духа.
"…когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом, Кама-Манасом, состоялся, то есть когда человек начинает получать запечатления от высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно развитым человеком, и он начинает приближаться к бессмертию…" (Е.И. Рерих, там же).
Автор статьи Гореликова М. В.
Дорогие подписчики и читатели нашего канала, благодарим Вас за Ваше внимание, отзывы, "лайки", комментарии! Спасибо!