Духовность бывает настоящая, мёртвая, ложная и поддельная. Тема духовности очень важна, крайне насущна и необычна; в этом материале мы дадим лишь краткий очерк, рассказав о видах того, что людям сегодня угодно называть словом "духовность".
Духовность поддельная – это многообразная телесная деятельность, которую пытаются выдавать за духовную жизнь. Нельзя стать духовным, одевшись в какую-то одежду, нося какие-то предметы, принимая позы или механически произнося или повторяя чьи-то слова. Не сделает духовным вступление в какую бы то ни было организацию, занятие "духовной" должности, и даже обретение последователей, учеников и почитателей. Всё перечисленное не является само по себе плохим, просто оно никак не приближает к состоянию духовности, и не свидетельствует о её наличии.
К сожалению, нередки случаи, когда ничего, кроме телесной активности и телесных признаков у того или иного человека нет, но при этом его считают духовным, и даже поощряют к подобной деятельности, создавая у него и у прочих впечатление, что это и есть духовная жизнь, или приобщение к духовности. Жутко видеть некоторых "духовных пастырей", "духовных авторитетов", "духовных наставников" такого рода.
Поддельной "духовностью" обладают: 1) люди нечестные, имеющие разного рода выгоды от своего "духовного" статуса, и умело этот статус использующие, и 2) люди духовно неразвитые, убеждённые кем-то, что специальная телесная активность и есть духовная жизнь, и что получив "духовный" статус, они автоматически стали духовными. Опасность поддельной духовности в том, что она полностью пресекает духовное развитие тех, кто поверил в такой вид "духовности".
Носитель поддельной духовности имеет шанс на спасение, ведь он находится в лучшем положении, чем люди, вообще отрицающие дух и бессмертие человека. Не допускающие существования духа и духовного мира пресекают этим самым работу своих высших центров, возможность их развития; в периоды между воплощениями они спят, и, не получая и не усваивая духовный опыт своих воплощений, рискуют "уснуть" уже насовсем, прекратив свою эволюцию в человеческой форме.
Человек, пребывая в состоянии поддельной духовности, тоже находится на гибельном пути, ведь главная опасность такой псевдодуховности – окостенение неподвижности: человек решил, что он уже достиг – духовного состояния, духовной жизни, "спасения" и т.д. Но духовность – что угодно, только не статус и не неподвижное состояние! Духовность – это всегда движение и развитие, причём движение напряжённое, ни в коем случае не предполагающее финала и "почивания на лаврах"!
Если носитель поддельной духовности не будет успокаиваться, но будет всё время искать путей к высшей жизни – он избегнет страшной участи духовной смерти.
Отсутствие телесных "духовных" действий и признаков вовсе не означает состояния бездуховности. То есть человек, не состоящий в "духовных" организациях (как бы они ни назывались, "церкви", "общества", и т.д.), и не исповедующий определённо какую-либо религию или систему взглядов, тем не менее, может жить при этом духовной жизнью. В таких людях (а некоторые из них умудряются считать себя даже материалистами) горит живой огонь – огонь сострадания к людям (не показного, но жертвенного), огонь преданности чистому познанию и творчеству – и это, конечно, признаки настоящей духовной жизни. Главный признак живого огня – самоотверженность, самозабвение в устремлении. Но для того, чтобы расти в своей духовности, а не деградировать, духовным "материалистам", хотя бы в следующих воплощениях, надо будет приобщиться к истинам чистых Духовных учений.
Ложная духовность – явление гораздо более опасное, чем поддельная. Говоря образно, если настоящую духовность можно уподобить плаванию в чистых водах, поддельную духовность – топтанию на берегу, то ложная духовность – равнозначна плесканию в прибрежных заболоченных лиманах, наполненных разлагающимися остатками, кишащих паразитами и крокодилами. Дело в том, что духовность предполагает прикасание нашей души к духу, что означает в некотором смысле уход от грубоматериальной "среды" к более тонкоматериальной. Но мир не делится на только "материю" и только "дух", есть множество слоёв-градаций между этими двумя полюсами. И самые ближайшие к нашему физическому плану слои тонкой материи совсем не способствуют приближению нашей души к духу.
Люди, прикоснувшиеся к этим низшим слоям Астрального мира сознательно, очень впечатляются полученным опытом. Они обнаруживают, что, оказывается, мир не ограничен физическими телами; новые ощущения, переживания и "общения" с незримыми (а иногда и зримыми) визитёрами меняют их взгляды, уклад их жизни, всё их существо, и эта губительная практика принимается ими за духовность! Тем не менее, несмотря на всю эффектность переживаний и новых "способностей", эти несчастные люди находятся даже в худшем положении, чем некоторые "носители" духовности поддельной.
Дело в том, что многие слои низшего Тонкого мира (т.е. их обитатели) по уровню сознания ничем не отличаются от нашего зримо-материального мира. И "прикосновение" к этим слоям не приближает нас к духу, но несёт огромный ущерб, задерживая возможное продвижение. Под "задержкой" подразумевается не замедление развития, а полное лишение возможности обретения настоящей духовности как минимум на текущую жизнь, но, скорее всего, на несколько жизней. О причинах этой задержки говорит нам Учение Живой Этики:
"Именно, психизм и медиумизм отвращают человека от Высших Сфер, ибо тонкое тело настолько насыщается низшими эманациями, что вся сущность меняется. Именно, самое трудное заключается в очищении сознания. Именно, человек не различает огненного состояния духовности от психизма. Так мы должны преодолевать ужасы психизма. Именно, ряды этих инструментов пополняются служителями тьмы" ("Мир Огненный" III, 365).
У человека есть возможность миновать низшие слои Тонкого мира, не заглядывая в них – приобщиться к Миру Высшему, для этого у каждого из нас есть два "инструмента", два канала связи – сердце и разум.
Сердце – это высшие чувства, например, чувство сострадания ко всем живым и мучающимся существам, чувство любви к Высшему Миру, восторг от приобщения к подлинно Прекрасному, и т.д. Низменные чувства – не служат жизни духовной. Разум – это просвещённый духом ум, не порабощённый низшим интеллектом, механическим и бездушным. Разум, облагороженный огнём сердца, складывает ускоренное духовное продвижение. И эти два чудесных "крыла" доступны каждому, и не требуют механического развития нервных центров, и тем более, связи с "пришельцами" из Астрального мира.
Однако люди, имеющие несчастье развить в себе медиумистические задатки свои, или низший психизм, нередко уверены, что их контакты с развоплощёнными бесами (а иногда и воплощёнными чёрными магами, умеющими действовать на тонком плане) – это на самом деле контакты с самыми Высокими Сферами и Богами, снизошедшими к ним (в низших слоях Тонкого мира очень любят изображать из себя таких высоких Духов).
Кроме того, низшие духи на тонком плане нередко видят то, что скрыто от глаз воплощённых в физических телах людей, и снабжая последних иногда верной, но по существу незначительной информацией, тёмные сущности заставляют несчастных одержимых уверовать, что у них открылось "ясновидение", появились сиддхи и т.д.
"Также величайшее заблуждение называть медиумистические способности духовными силами. Именно это антипод духовности. Духовность заключается в высшей триаде, а именно она бездействует у медиумов.
Не унижайте величайшую ценность Мира. Духовность всегда сопровождается уравновешенностью и прирождённой мудростью" (Письмо Е.И. Рерих от 15.10.1935 г.).
Ложная духовность грозит духовной смертью. Единственный шанс на спасение – отказаться от самомнительной уверенности в своих "достижениях" и "статусах", прекратить все контакты с жаждущими присосаться к психической энергии воплощённых существами, за кого бы они себя ни выдавали, и, очистив свою ауру от низменных мыслей и чувств, устремиться к самому высокому, что доступно сердцу и разуму. И если в этом помогут чётки и молитвенник – надо взять чётки и молитвенник, и использовать их для сосредоточения энергии своего сердца, наполнив его любовью к Духу, к Богу, к Миру Высшему.
Василевский А.В.
В продолжении этой статьи мы расскажем о том, что такое мёртвая духовность, и о разных видах духовности настоящей. Полностью эту нашу статью: "Четыре вида духовности...", - можно прочитать на нашем сайте "Миру Новому".
Дорогие читатели, если статья вам понравилась, не забывайте поставить "лайк". А также подписывайтесь на наш канал, высказывайте Ваши мысли в комментариях.