Слово "душа" – прекрасное, ёмкое. Употребление этого понятия столь многообразно, как и оттенки звучания и смысла. "Душа поёт", или "душа болит" – скажет человек, стараясь выразить полноту охвативших его чувств. "Душа народа – талантлива и отличается мужеством", – скажет писатель, выражая главные черты, свойственные характеру народа. "Душа" – лучшее из понятий, существующее в нашем языке и выражающее и духовные, и психологические смыслы и характеристики.
Даже когда речь идёт о духовной реальности и достаточно точном знании о Незримости, понятие "душа", так же, как и понятие "дух", надо воспринимать в контексте. Так, когда говорится о "духе человека", имеется в виду Высшая Индивидуальность, перевоплощающееся Эго.
В таком контексте "душа" есть неповторимое, индивидуальное сочетание духовно-материальных элементов, где "дух" – единое, основа, божественная искра жизни "внутри" "оболочек" разноплановых энергий, "объединённых" принципом сознания.
Далее мы скажем, что есть "душа" в Восточной доктрине. Но всегда надо иметь в виду, читая слово "душа", что смысл – не в отдельно взятых понятиях, а в выраженной мысли. Понятия подобны звукам – имеют разные "значения" в различных гармониях. Потому надо всегда рассматривать понятия в контексте сказанного.
Например, предыдущая наша статья о том, что нет "групповой души", имела в виду в высшей степени индивидуализированность человека, и в доказательство приводились примеры определённой степени индивидуализации даже в низших царствах природы. При этом не следует думать, что индивидуализация в низших царствах означает самосознание, этого принципа там, конечно, нет.
Инстинктивное поведение насекомых являет пример того, что называется единой монадой, где индивидуализация только намечается. Но и здесь не следует говорить о "групповой душе". Если это понятие по отношению к людям некорректно по причине индивидуальности каждой "души", то по отношению к насекомым или растениям – по причине противоположной: потому что говорить о "душе" (если это не художественная метафора) можно лишь в случае уже проявленной индивидуализации монады (в минеральном царстве и растительном монада ещё едина, и процесс индивидуализации только начинается).
Подразделения на три основных начала приняты во всех учениях: дух, душа, тело, или духовное, психическое, физическое. "Душа" соединяет в себе духовное и материальное естество, и устремлена в своём развитии к полному одухотворению, преобразованию всей природы в природу духовную.
Сознание на Плане Духа – результат этого восходящего эволюционного процесса. "Дух", бессознательный принцип, частица Жизни во всём, "облекается" в материю тонкого и физического плана, выявляя потенциалы материи и развивая сознание на этих планах. И затем, на восходящей дуге Эволюции "поднимает" материю до своего Плана, достигая (в конце Цикла Эволюции) Самосознания на том Плане, с которго началось "нисхождение в материю".
"Великая Душа" (Махатма) – это человек, прошедший этот Путь, и достигший Самосознания в Духе, Освободившийся от неведения, свойственного человеку до тех пор, пока духовное начало в нём полностью не преобразует материю, и не будет достигнуто Самосознание на Плане Духа, где пребывает Монада.
Рассмотрение "детально" этого процесса эволюции, или (в субъектном состоянии эволюционирующего человека) – Йоги, даёт более тонкие градации духо-материального единства человека, возникает делание на Семь Принципов.
Эти Семь Принципов – разные состояния Единой Энергии, Единоначальной, но имеющей различные свойства на разных Планах Действительнсти. Вот что говорит Е.И. Рерих, подчёркивая принцип Единства и отмечая, что все так называемые Принципы и "тела" (оболочки духа) есть лишь различные градации Единой в своей Основе Энергии.
"…в действительности трудно совершенно отделить дух от души, ибо все такие подразделения, по существу, являются лишь различными качествами единой основной энергии, проявляющейся на разных планах и через разные нервные центры или проводники. Так, во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на три основных начала – духовное, психическое и физическое – дух, душа и тело. В восточных Учениях эти три основных начала расширяются для специальных целей, и мы уже встречаемся с четверичным, пятеричным, шестеричным и семеричным подразделением" (Е.И. Рерих. Письмо от 11.06.1935 г.).
В Семеричном делении духо-материального естества человека, Седьмой Принцип – частица Абсолюта – есть единое и высшее начало, основа всего сущего, но не имеющее проявления без Шестого Принципа – Буддхи. Эти два высших принципа есть то, что называется "монадой".
Проявленный манас – принцип "ума" – делает монаду индивидуализированной, "человеческой монадой", или Высшим Эго человека. Это высшее эго не имеет сознания на Плане физическом непосредственно; её "проводником" является тот же "манас", но соединённый с "низшей душой" – собственно с тем, чем является личность человека, где соединяющим духовный План (Высшее Эго) и план личностный является духовно устремлённое сознание и накопленная духовность.
Низшей душой именуется низший ум плюс чувства и желания – кама-манас. Высшей душой – дух с накоплениями духовности и духовной мудрости (Атма-Буддхи-Манас). Соединяет эти Планы в человеке – разум в его двуаспектном проявлении, поскольку причастен и к плану высшему (буддхи-манас) и к плану личности (кама-манас).
Сущность эволюции – в одолении бессознательности на высших Планах Бытия, одухотворение низших Планов и претворение всех энергий "души" в состояние, соответствующее огненности духа. Мы будем продолжать рассмотрение этих вопросов.
Закончим словами Е.И. Рерих, объясняющей вопросы "дух - душа" своим корреспондентам, и акцентирующей при этом, что душа не есть нечто неизменное, но постоянно изменяющееся…
"…высший или основной синтетический принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всём Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи (часто называемый духовной душой, в отличие от человеческой – животной души), образуя, таким образом, монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Ego. Далее следует пятый принцип, Манас – самосознание или мыслитель (высший разум), и эти три принципа составляют высшую триаду, или уже сознательное бессмертное Еgо человека, которое переживает в Девачане после распадения принципов, составлявших его земную личность или, как говорят восточники, его низшее Еgо" (Е.И. Рерих, там же).
Автор статьи Гореликова М. В.