Предыдущие главы:
КРОНШТАДТ – ПЕТРОВСКИЙ ФОРПОСТ НА МОРЕ
Часть 3. ПОРТОВЫЙ ГОРОД (продолжение)
МОРСКОЙ КАНАЛ
Проект легендарного Путилова
В 1885 году произошло важное для Петербурга событие. Был открыт судоходный Морской канал в Невской губе. Чтобы понять причину его появления и значение, стоит вспомнить те времена, когда Пётр 1 впервые исследовал акваторию Финского залива у берегов Петербурга и обнаружил узкий извилистый фарватер, по которому могли двигаться суда. Оказалось, пройти этот фарватер могли лишь небольшие корабли, и для крупных судов порт Петербурга очень скоро стал недоступен. Морской путь их заканчивался у берегов Кронштадта.
Для доставки прибывших грузов в Петербург товар перегружали на мелкие корабли, перевозили по заливу и вновь разгружали. Этот процесс занимал не менее двух недель, а затраты были сравнимы с затратами на перевозку груза от Лондона до Кронштадта! С ростом товарооборота в 19 веке встал вопрос о создании на участке от Петербурга до Кронштадта полноценного морского канала, глубина которого могла бы обеспечить проход по нему крупногабаритных судов. Прежний фарватер необходимо было расширить и углубить. С этой целью в Министерстве путей сообщения была создана специальная комиссия. Рассмотрев немало инженерных предложений, она одобрила проект Николая Ивановича Путилова (1820-1880).
Этот выпускник Морского кадетского корпуса уже успел отличиться, наладив в годы Крымской войны (1853-1856) производство канонерок –небольших боевых кораблей с мощным артиллерийским вооружением. Они были предназначены для обороны Кронштадта от вошедшей в Финский залив англо-французской эскадры. За эту работу Путилов был отмечен на высочайшем уровне и получил высокую должность в правительстве. Однако от карьеры чиновника отказался. В нём загорелся азарт предпринимательства! Он основал в Петербурге два гигантских завода –Обуховский и Путиловский у Нарвской заставы, обеспечив Россию высококачественными железными изделиями. К тому моменту, когда Путилов получил заказ на строительство Морского канала, как предприниматель он уже состоялся. Завод, названный его именем, стал эталонным предприятием, процветал и приносил немалый доход. И Путилов с энтузиазмом взялся за новую работу!
Строительство Морского канала
Помимо прокладки Морского канала по дну Финского залива необходимо было также перестроить петербургский порт, превратив его в современный терминал, объединяющий речные, морские и железнодорожные пути. Канал строился с 1874 по 1885 год. Поначалу всё шло хорошо, были пройдены все бюрократические барьеры и согласования, утверждён размер инвестиций и даже получены заверения в перечислении денежных ассигнований. И Путилов уверенно начинает работы на собственные средства! Опрометчивое решение! Дальше пошли проблемы с финансированием, да ещё активизировались те, кому новый порт и канал грозили разорением! И отношение общества к «промышленному гению», как прежде Путилова называли газеты, резко изменилось.
Но Путилова это не остановило. Начались работы по укрупнению порта, к нему провели железнодорожную ветку. Вдоль будущего канала начали сооружать дамбы. Это была стройка века! Забегая вперёд, интересно отметить, что столетие спустя в Финском заливе снова началась стройка уже другого века! Опять возводили дамбы и строили дорогу. Только теперь – через море, автомобильную. Она входила в комплекс защитных сооружений (КЗС) от наводнений и должна была соединить два берега Финского залива – южный и северный, пойдя через Кронштадт.
Стройка КЗС приостановилась с развалом СССР. Работы по созданию Морского канала тоже чуть не прервались в связи со смертью Путилова в 1880 году. К этому моменту он уже был полностью разорён, зарплату рабочим перестали выплачивать, завод перешёл в казённое управление, а над Путиловым нависла угроза долговой тюрьмы. Его сердце не выдержало травли. И всё же канал, так необходимый не только Петербургу, но и всему миру, был достроен, а имя Путилова навсегда осталось с ним неразрывно связано. Когда Путилов обратился к императору с просьбой похоронить его после кончины на дамбе недостроенного канала, Александр 2, отказавший в своё время Монферрану в захоронении в стенах Исаакиевского собора, на завещании Путилова наложил резолюцию:
«Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и то согласился бы».
От Голландской кухни к патриотическим проектам Кронштадта
С открытием Морского канала суда потянулись в Петербург. В Кронштадт они без надобности уже не заглядывали, и жизнь в морском городе стала меняться. Голландская кухня больше была не нужна. Её пробовали приспособить под разные городские нужды, но всё как-то не приживалось, пока в Кронштадт не пришло электричество. Здесь устроили местную электростанцию. Но и в этой роли здание надолго не понадобилось. Оно снова опустело и оставалось не у дел до тех пор, пока для Кронштадта не наступили новые времена! Произошло это уже в 21 веке после того, как было закончено строительство КЗС, большинство военных кораблей перевели в другой российский порт на Балтике – в Балтийск, и бывший закрытый военный городок Кронштадт стал открытым для всех военно-патриотическим центром.
Взяв курс на развитие туриндустрии, Кронштадт вот уже несколько лет открывает всё новые и новые площадки, на которых можно познакомиться с историей появления морского города и развития российского военно-морского флота с тех самых пор, как он был поставлен Петром 1 в котлинских гаванях, и до наших дней. Здание Голландской кухни внесло свою лепту в этот проект. Возродиться ему из небытия помогли частные инвестиции. В 2018 году началась реставрация, и уже в 2022 в этом здании открылись музеи с полным погружением в историю: «Макет фортов», «Голландская кухня» и выставочное пространство «Электростанция».
Рядом с Голландской кухней в залив уходит дамба одного из молов Кронштадта, разделяющая Купеческую и Среднюю гавани. Её называют Усть-Рогатка. На этой дамбе раскинулась одна из площадок недавно созданного кронштадтского парка Патриот. Здесь выставлено настоящее боевое орудие, которое использовалось на кораблях ВМФ: ракеты и мины, торпеды и пушки. В этом парке можно не только научиться их отличать друг от друга, узнав название модели, но и потрогать руками! Любознательные посетители этого военно-морского музея под открытым небом смогут также познакомиться с глубоководными подводными аппаратами и попасть на борт настоящего эсминца «Беспокойный», пришвартованного у причала и превращённого в музей.
МАЯКИ
Первый Котлинский маяк
А рядом с «Беспокойным», настоящим боевым кораблём у Кронштадтского берега, в южной оконечности Усть-Рогатки возвышается морской атрибут, без которого мореплавание невозможно. Туристы называют его Кронштадтским маяком и очень любят фотографировать.
Маяки, освещающие вход в Котлтнскую гавань в тёмное время года, начали появляться в Кронштадте ещё при Петре 1. Первый маяк был построен в 1719 году на небольшом островке. Он представлял собой деревянную башню с надстройкой, в которой зажигали огонь. Сначала использовали обычные восковые свечи, затем – лампы с конопляным маслом. Однако от такого «светильника» толку было мало, издалека его не было видно, поэтому на башне вскоре стали зажигать настоящий костёр с использованием дров и угля, а вокруг острова Котлин строить новые маяки. Уже к концу царствования Петра в Финском заливе было сооружено 5 постоянных маяков.
Когда в 1736 году Адмиралтейств-коллегия решила перестроить первый Котлинский маяк в камне, ему дали новое имя Толбухинский в память о первом коменданте Кронштадской крепости. Федот Семёнович Толбухин (1650-1726) отвечал за оборону острова. Под его руководством город оставался под надёжной защитой в ходе Северной войны. Но лишь в 1810 году Толбухинский маяк преобразился. На башне установили двенадцатигранный световой фонарь на 40 масляных лампад. Он был оснащён 24-мя серебряными отражателями. Тогда же на маячном островке появился караульный дом и баня для тех, кто нёс в заливе маячную службу. С тех пор Толбухинский маяк стал лидером среди собратьев в округе и до сих пор остаётся важнейшим навигационным знаком. Сегодня он оснащён современной оптической аппаратурой, его огонь видно за 30 километров. От Толбухинского маяка начинается Большой Кронштадтский рейд – путь, ведущий с моря в котлинские гавани и в порт Петербурга.
Маяк – портовый знак
Маяк – символ порта. Однако романтичного вида сооружение белого цвета на пирсе, так привлекающее туристов, на самом деле не совсем маяк. Во всех навигационных картах оно числится как задний створный знак Кронштадтского рейда.
Створные знаки – это навигационные знаки, которые помогают капитанам определять правильный курс. Их устанавливают в прямых участках судового хода. Створных знаков всегда два, один ближе и ниже, другой – дальше и чуть выше. Каждый створный знак представляет собой щит белого цвета с вертикальной полосой. Если с капитанского мостика один знак виден над другим, а ещё лучше, если вертикальные линии совпадают, значит судно идёт правильным курсом и находится в фарватере. Ночью передний створный знак горит постоянным светом, а задний – мигает.
Задний створный знак Кронштадтского рейда – последний действующий деревянный маяк в мире. Его парный передний знак увидеть с берега сложно. Он находится в акватории залива на Ораниенбаумской отмели. Оба знака предназначены для безопасного входа в Кронштадтскую гавань и используются как резервные. Кронштадтский задний створный знак имеет высоту 41 метр и виден за 30 километров от Кронштадта. Строение было возведено в конце 19 века, перестроено в начале 20 столетия (в 1914 году), а в 2014 отреставрировано.
Створный знак на дамбе Усть-Рогатки, так полюбившийся туристам, лишь один из множества маяков и створных знаков Кронштадта. Все они представляют сложные гидротехнические сооружения, которые обеспечивают безопасное движение водного транспорта в порту. Без них невозможно наладить движение судов.
Но привлекательный створный знак – лишь прелюдия к самому грандиозному портовому сооружению Кронштадта. Он стоит рядом с Петровским каналом, с которого началась история легендарных кронштадтских доков.
Продолжение читайте по ссылке:
А начало книги здесь:
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!