Предыдущие главы:
КРОНШТАДТ – ПЕТРОВСКИЙ ФОРПОСТ НА МОРЕ
Часть 3. ПОРТОВЫЙ ГОРОД
ФЛОТ
Корабли Кронштадта
Кронштадт больше не впечатляет дворцами! Да и ни к чему здесь роскошь! Это город, посвящённый морю! Суровому северному морю, завоёванному русским царём! В Петербурге главным персонажем была Нева, в Кронштадте – Финский залив.
Не второстепенными действующими лицами стали корабли Балтийского флота, поставленные Петром на стоянку у берегов Кронштадта! Для них со временем была сооружена Военная гавань. Она была отделена от остальных гаваней специально возведённой стеной. Долгое время Кронштадт оставался основной базой Балтийского флота России. Но, в связи с увеличением его численного состава, расширением задач, а также по причине замерзания Финского залива в зимнее время, встал вопрос о постройке незамерзающего порта на Балтике, и часть военных кораблей ещё в 19 веке была выведена из Кронштадта. Тем не менее, морской город сохранил свой статус. Со дня основания и до наших дней он был и остаётся важным звеном в процессе эксплуатации и развития Балтийского флота России.
Но не только военные корабли стали постоянными «жителями» Кронштадта. Большие планы на свой Коронный город Пётр возлагал в связи с налаживанием торговых связей с Европой. С этой целью был введён запрет на вывоз товаров на экспорт через Архангельск. Российский торговый флот должен был переместиться на Балтику, а торговые пути из Европы на восток должны были проходить через Петербург. А ещё Пётр с нетерпением ждал, когда в новый город потянутся иностранные корабли, гружёные заморскими товарами. Но сложный фарватер в Невской губе затруднял проход в Петербург крупным кораблям. И торговые суда стали заходить в Кронштадт, который снова оказался на передовом рубеже. В 1715 году в его гавани прибыли первые 45 английских и голландских торговых судов. Их лично встречал русский царь.
Кронштадтские гавани были надёжно защищены от водной стихии специально созданными молами. Это позволяло безопасно вести разгрузку крупных кораблей. Товар перегружали на более мелкие суда, часть отправляли в Петербург, остальное развозили на хранение по складам, которые стали возводить в Кронштадте. В обратный путь корабли тоже не уходили порожняком. Купцы закупали в России пушнину, пеньку, парусину, смолу и пр.
Так началась портовая жизнь Кронштадта. «Капитаном над Кронштадским портом» в 1722 году был назначен Эдвард Лейн, руководивший строительством гаваней ещё с 1713 года.
Органы управления флотом
Создав флот и возлагая на него большие надежды на пути прогресса государства, русский царь создаёт новые государственные органы управления, на которые был возложен огромный круг задач.
В 1718 году появилась Адмиралтейств-коллегия – высший орган управления военно-морскими делами в России, ведавший строительством, вооружением кораблей, комплектованием, финансированием и снабжением флота. Кроме того, новая петровская коллегия занималась строительством портов и верфей, а также подготовкой морских офицеров. Годом раньше была создана Коммерц-коллегия. Она ведала строительством торговых судов и вела надзор за мореплаванием. В итоге обе эти организации обязаны были обеспечить функционирование военно-морского и торгового флота, безопасность движения судов, а также надлежащее содержание портовых городов. А ещё они должны были руководить научными изысканиями, направленными на совершенствование флота и процесса мореплавания. Всё, что было необходимо для этого, должно было появиться в Кронштадте.
Охватить круг задач, решаемых в порту, для человека, не связанного с мореплаванием, невозможно. Многие портовые сооружения для непосвящённых остаются загадкой, другие вообще не предназначены для постороннего глаза. Почти два столетия Кронштадт был закрытым городом. Но теперь, когда он распахнул «морские объятия» для всех желающих приобщиться к истории зарождения российского флота, здесь можно отыскать много интересных памятников, так или иначе связанных с его портовой стороной жизни. Достаточно прогуляться вдоль кронштадтских гаваней.
ФУТШТОК И МАРЕОГРАФ
Футшточная служба
Начиная прогулку у Синего моста, перекинутого через канал, выходящий из Итальянского пруда, внимание привлекает симпатичный домик, похожий на жилище гномика, и толпа туристов, заглядывающих под мост. В этом месте гости Кронштадта знакомятся с футштоком и мареографом – приборами, позволяющими следить за уровнем колебания моря. Вряд ли они хорошо знакомы каждому. Ну уж, по крайней мере, далеко не все знают, для чего они нужны в портовом городе.
Уровень моря – не постоянная величина. Морские колебания могут возникать под действием ветра, атмосферного давления, в результате землетрясений, подводных течений и пр. В прибрежных мелководных районах такие колебания могут вызывать катастрофические подъемы уровня воды на несколько метров. Они являются угрозой для мореплавателей и жителей приморских городов. При этом уровень моря разный в разных местах земного шара, а потому это величина относительная.
В морских странах выбираются водоёмы, в которых осуществляется контроль уровня воды. Измерения производят с помощью различных приборов. Старейший и наиболее популярный – футшток. Он представляет собой огромную рейку с делениями, которую устанавливают на водомерном посту для наблюдения и точного определения уровня воды в водоёме.
Следить за уровнем колебаний Балтийского моря по указанию Петра 1 стали с первых дней основания Санкт-Петербурга. Как оказалось, это было необходимо не только для безопасной навигации молодого российского флота, но также для своевременного определения угрозы наводнений, которые регулярно обрушивались на Санкт-Петербург. И уже в 1707 году в Кронштадте начала работу футшточная служба.
Фудшток может быть установлен в любом водоёме, но Кронштадтский – особенный. Это – старейший футшток Европы, уникальный гидрографический инструмент и исторический памятник. На нём отмечена нулевая точка высот и глубин России. Дело в том, что в течение многих лет учёный гидрограф Михаил Рейнеке (1801-1859) исследовал изменения уровня Балтийского моря и определил среднее его значение. В середине 19 века (точнее, в 1840) по его предложению на каменный устой Синего моста в Кронштадте была нанесена отметка этого значения, принятая за нулевой уровень моря. В конце 19 века (1889) в этом месте был установлен футшток и укреплена медная табличка с нулевой отметкой. От этой точки до сих пор в России и странах бывшего СССР ведутся измерения высот на суше и глубин на морях. Так что высота гор над уровнем моря отсчитывается не от их подножия, а от этой точки в Кронштадте. И глубина морей – не от поверхности глади морской, видной невооружённым глазом, а всё от того же уровня, закреплённого в Кронштадте! В СССР это был исходный пункт нивелирной сети – единой системы высот на территории всей страны,
В конце 19 века уровень воды стали измерять автоматически. У Синего моста в небольшом деревянном павильоне был установлен самопишущий измеритель уровня воды, получивший название мареограф. Для работы мареографа был вырыт колодец глубиной 7 метров, связанный с заливом через канал. Плавающий на его поверхности поплавок соединён с самопишущим прибором, который автоматически рисует кривую колебаний уровня Балтийского моря. Вот для этого прибора и пришлось построить павильон, напоминающий игрушечный домик с таинственной дверцей. Павильон неоднократно перестраивался. Сегодняшний дом для мареографа появился в середине 20 века. И хотя в нём «живёт» современный прибор, передающий показания самописца в режиме онлайн по каналам связи, по-прежнему 4 раза в сутки домик посещает работник футшточной службы. Ключом он отворяет таинственную дверь и снимает показания мареографа с бумажного носителя. Продолжая наблюдения, ученые так пока и не скорректировали средний уровень воды в заливе, определённый Рейнеке.
Вот почему туристы, посещая Кронштадт, непременно заглядывают под Синий мост и обходят кругом загадочный домик!
Гидрометеорологическая служба
Футшток не останется незамеченным, а вот медную табличку заметить удаётся не всегда! Если её «нет», значит вода в заливе «высокая»! Тут же можно увидеть, до какой степени она бывает высока. В 1824 году во время сильнейшего наводнения вода вышла из берегов канала. Уровень подъёма воды отмечен на мосту. Чтобы ужаснуться, надо сделать скидку на размер культурного слоя (1,5-2,5 м)!
Спрятанный в домике мареограф увидеть не удастся. Он находится в ведении гидрометеорологической станции, созданной в Кронштадте в 1805 году. Работники станции по сей день ведут непрерывный контроль колебаний уровня моря. Но это лишь часть программы гидрометеорологических наблюдений, а мареограф – лишь один из приборов, с помощью которых они проводятся.
Кронштадтская метеостанция – одна из старейших в стране. Она была открыта для изучения особенностей климата акватории Финского залива и подготовки оперативных метеосводок, которые имели огромное значение для безопасного мореплавания. Станция также сыграла важную роль в жизни Санкт-Петербурга, обеспечивая город своевременной информацией об изменении погодных условий. Сегодня она оснащена современным метеорологическим комплексом, работающим в автоматическом режиме. Недалеко от Синего моста за каналом можно заметить вышки, башни и другие непонятные сооружения, принадлежащие гидрометеоролагам. Но попасть на территорию станции не удастся. Всё-таки должны оставаться в Кронштадте секреты!
Зато рядом с Синим мостом отыщется много других объектов, готовых погрузить в историю Кронштадтского порта.
ГОЛЛАНДСКАЯ КУХНЯ
Морская навигация в северных морях была сезонной. Прошедшие тысячи миль по воде морские парусники после разгрузки не успевали отправиться в обратный путь и вынуждены были оставаться в Кронштадте на зимовку. На время стоянки корабля в порту во избежание поломки мачт их снимали и укладывали на хранение, а перед отправкой судна в плавание восстанавливали. В Кронштадте сохранилось специальное устройство, предназначенное для этих целей, похожее на лебёдку. Его можно заметить на берегу Итальянского пруда, стоя на Макаровской улице и глядя в сторону моря.
Во время зимовки экипажи проживали на своих кораблях, а вот питаться выходили на берег. Приготовление пищи на борту категорически запрещалось в целях пожарной безопасности. Для всех зимовавших экипажей между Итальянским прудом и Купеческой гаванью ещё при Петре 1 было построено деревянное здание кухни. Место было выбрано не случайно. Постройка оказалась с двух сторон окружена водой. Внутри были устроены отделения, в которых было предусмотрено место для разведения огня и приготовления пищи. Дрова, воду и продукты надо было приносить с собой! Строились новые гавани, увеличивались в размерах корабли, росло количество зимовавших моряков, старая кухня ветшала, и к началу 19 века здание было перестроено. В 1805 году у Купеческой гавани появилась новенькая краснокирпичная постройка.
Здание новой кухни напоминало дома из петровского времени. Не случайно оно ассоциируется с петровским дворцом Монплезир в Петергофе, который Пётр 1 называл «голландским домиком». И за кронштадтской морской кухней на века закрепилось называние «Голландская кухня». Кухней здание названо по назначению, голландской – по внешнему виду. Внутри было 8 отсеков с печами и огромными столами, каждый из них был закреплён за кораблями, стоявшими под определённым флагом. Понять друг друга обитатели кухни из разных отсеков, говорившие на разных языках, не могли, однако от скуки пытались общаться, но нередко начинали выяснять отношения по-мужски! Бойкое было местечко!
Голландская кухня в Кронштадте сохранилась. Длинное, монотонное здание стоит прямо напротив бывшего Итальянского дворца Меншикова. Ничем особо не примечательное, скорее, даже скучное, оно, тем не менее, фокусирует взгляд! В отличие от дворца, который от пруда теперь отгорожен широким проездом, Голландская кухня отражается в его водах, и это делает здание более эффектным и выразительным! И, следует признать, есть в его простоте суровая красота, так соответствующая облику Кронштадта!
На смену парусникам постепенно пришли пароходы, закованные в железо. На них уже не запрещалось готовить, и кухня становилась не актуальной! Тогда городские власти придумали как обеспечить её заполняемость с выгодой для себя. Со всех экипажей стали взимать портовый сбор в зависимости от вместимости судна, независимо от того, пользовался экипаж кухней или нет! Этот сбор рос год от года и принёс городской казне немалый доход! Но вдруг всё прекратилось! И Голландская кухня оказалась совсем ненужной! Виной тому стал Морской канал.
Продолжение читайте по ссылке:
А начало книги здесь:
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!