Найти тему
Учитель из Гарварда

Не хочу быть репетитором.

Оглавление

Всех учителей сейчас посылают в репетиторы. Я имею в виду, что стоит учителю сказать честно о трудностях работы в нынешней школе, как следуют комментарии:

А что в репетиторы не пойдете? И платят хорошо, и сам на себя работаешь, никаких отчетов и пр.

Или так:

Вот у меня одна знакомая МарьИванна задолбалась в школе лавировать между сложными учениками, Яжматерями и деспотичным начальством, и ушла в репетиторы. Сейчас у нее свободный график, учеников сма выбирает, да еще и зарабатывает прилично. И на нее очередь!

И на меня очередь, только я уже не хочу. Нехотение началось год назад, а сейчас достигло апогея. Я вряд ли возьму кого-то в ближайшее время.

Расскажу про свой опыт репетиторства с самого начала.

Было это еще в пору голодного студенчества, подрабатывать хотелось, но не находилось ничего совместимого с полноценной учебой. И вот попалось мне в газете объявление:

Требуется репетитор по английскому языку. Опыт неважен, важно желание. Все подробности при личной встрече.

Я позвонила по указанному телефону, сразу сказала, что еще студентка, а мне ответили, мол, приезжайте, поговорим.

Приехала. Дом с виду обычный, поднялась на второй этаж, позвонила, дверь мне открыла приятная женщина средних лет, с ходу предложила кофе. Я пошла за ней в гостинную, пока шла - в ступор почти впала. Таких апартаментов я еще в своей маленькой жизни не встречала.

Весь этаж в подъезде был объединен, т.е. там изначально было три квартиры, а стала одна. И ремонт - "как в лучших домах ЛондОна". Впервые я видела кофеварку, мама и тетя всю жизнь в турке варили, а тут капсульная, да еще с какими-то наворотами вроде капучинатора. Это потрясло меня больше всего остального, да еще балкон, пожалуй, там была целая веранда с колоннами.

Приветливая хозяйка налила мне этот волшебный кофе и стала распрашивать кто я и откуда. А рассказывать особо нечего, я уложилась в пару предложений. Тогда она перешла к потенциальному клиенту.

Антон - хороший мальчик, неглупый, но... шалопай. Да и запустили мы его, признаться. У нас с мужем бизнес, он требует много времени, да еще я работаю (озвучила где), вот и не хватает меня на все. Бабушка есть, мы ее специально поселили этажом ниже, она и покормит, и присмотрит, а вот с учебой помочь не может, особенно с английским у нас проблемы. В этой четверти у Антошки "двойка". Я сейчас вас познакомлю, если общий язык найдете - решено, это для меня главный критерий.

Проводила она меня в комнату ребенка, я снова удивилась обстановке, после бедненькой нашей хрущевки - дворец. И еще больше меня удивляла простота хозяйки в общении, не так я представляла себе "господ".

А мальчик мне понравился с первых минут, и я ему, очевидно, тоже. Он мне стал свои владения показывать, лайнеры и самолеты из Lego. Я из конструкторов только металлический советский и видела, так что мне интересно было, а дети всегда считывают искренний интерес. Домашних любимцев у Антошки было порядком: неимоверно пушистый кот, хомячки в клетке, рыбки в огромном аквариуме. Я люблю зверье, тут мы с мальчиком снова сошлись, было о чем поговорить. Дальше дело дошло до рисунков, Антон показал мне свои альбомы, там воины и пираты всякие изображались довольно неплохо в черно-белых цветах. Я с детства тоже рисую, только технику люблю под импрессионистов, но еще одна общая тема у нас точно обнаружилась. Так мы с будущим учеником проболтали с полчаса, а потом его мама снова пригласила меня выпить кофе. Глупо было отказываться от божественного напитка, да мне еще какие-то вкусняшки заботливо подсунули. Лариса, мама мальчика, не сказала мне слов "Вы приняты" или "Вы нам подходите", она просто обговорила график занятий, как само собой разумеющееся. Я сделала вывод, что мальчику нужен не просто репетитор, а кто-то вроде гувернантки, почти старшей сестры.

Из Яндекс картинок
Из Яндекс картинок

Примерно следующее его мама мне сказала:

Английским занимаетесь час, но если можете остаться и проконтролировать другие уроки - буду рада, все оплачу. И просто пообщаться, как вы только что, я видела - замечательно. Нас часто не бывает, понимаете?

Конечно, я понимала. Так и пошло. Я приезжала к Антошке после своих занятий, он почти все время был один. Когда Лариса оказывалась дома, она неприменно звала меня на кофе, распрашивала об успехах сына, вообще чем занимались. Отца я видела всегда мельком, ни разу не разговаривали.

С Антоном мы делали английский, потом все, что вообще задавали. Выходило часа полтора-два, мне их оплачивали постфактум. А потом я задерживалась уже по своей воле, мы и болтали, и играли, и чай пили. Однажды Антошка красил мне ногти))) Это я к тому, что стала совсем своей.

Мне до того хорошо было в этом доме с моим первым учеником, что иногда снится, честно.

Про оплату. Я понятия не имела сколько должен стоить час, Лариса сама предложила мне сумму, которая показалась мне завышенной. Через полгода мне ее увеличили еще вдвое по своей воле, я и просить не смела.

Так мы с Антошкой занимались с 4 по 7 класс, а потом они уехали. Лариса меня еще в первый год клиентурой обеспечила, рекомендовала своим знакомым. Прогресс был, иначе б не задержалась я там, думаю. Антон с "двойки" до твердой "четыре" быстренько дорос по анлийскому, а другие предметы и так неплохо у него шли, я только контролировала, немножко помогала.

Этот случай выходит за рамки клиент-репетитор, конечно. И да, вы совершенно правы, красить ногти - лишнее)) Но уж такой формат отношений сложился.

Но и другие мои платные ученики и их родители всегда относились ко мне наилучшим образом, благодарность проявлялась сверх оплаты. Например, многие родители дарили на 8 марта коробку конфет или шампанское на Новый год. И если знали, что я после школы, всегда предлагали чашку чая, особенно зимой.

Цену я никогда не ломила, беру до сих пор чуть меньше среднего. Почему? Да по идеологическим соображениям, серьёзно. Просто, кроме тех первых лет, клиенты мои - люди самые обыкновенные, с обыкновенными же зарплатами. И платить репетитору для них очень ощутимо, по себе знаю, у старшего сына тоже репетиторы были. Дети обеспеченных родителей без репетитора сейчас не останутся, выбор огромен хоть офлайн, хоть по интернету. А вот когда мама - продавец, а папа - рабочий... Понимаете?

Моя родственница (репетитор БЕЗ школы уже лет 6-7) сильно меня за такую идеологию ругает, у нее клиентура сплошь из состоятельных людей и стоимость занятий очень высока. Может если бы я из школы ушла совсем, этот доход стал бы основным, то изменила бы подход на капиталистический. Только я не уйду пока. И причины перечислять не стану, тема-то обратная, хоть я до нее так добираюсь))

Добираюсь долго, но это взаимосвязано напрямую. Я, видимо, в некотором смысле ретроград. Не в крайнем проявлении, конечно)) Я за прогресс, за развитие и т.д., но касаемо образования и человеческих взаимоотношений - да, однозначно.

Сейчас в школе утвердись схема: "Ребенок и родители - клиент, который всегда прав, а учитель оказывает услугу, следовательно, будет подстраиваться".

А в частном преподавании не так? Да так же. Отношение клиентов тоже претерпело изменения. Все меньше человеческого, все больше неприятного.

Неприятные моменты в работе репетитора по пунктам.

Пункт 1.

Невежливость.

Все лето ходила к подростку (не в этом году, но не так давно), мама была дома каждый раз, но вышла ко мне дважды: при знакомстве и когда объявила об окончании сотрудничества. Выглядело невежливо и странно, ведь даже об успехах ребенка она вопросов не задавала. А просто поздороваться?

Пункт 2.

Несвоевременная оплата.

-Ой, а я же вам переводила... вроде бы..
-Нет, перевода не было.
-Простите, переведу.

А через неделю пришлось снова напоминать. Неприятно выпрашивать свои же отработанные деньги.

Этих случаев стало больше, раньше их не было СОВСЕМ.

Тоже вот: закончили с ребенком заниматься в середине июня этого года, а оплату после напоминаний за 3 занятия мне перевели недавно. И люди вроде бы приличные.

Пункт 3.

Внезапность и нестабильность.

За два часа до занятия:

Мы сегодня уезжаем, перенесем на вторник?

Или так:

У нас наушники с микрофоном сломались еще в субботу, купим на днях, я вам напишу.

А разговор уже в среду, если б хотели, купили бы.

Или классика жанра - забыли предупредить вообще и в положенное время ученика нет. Сейчас, по крайней мере, ехать никуда не надо, из дома работаю. А раньше на дорогу потратишь время и бензин, а там никого. Хотя даже когда онлайн занятие срывается, тоже неудобно, я ведь свои планы корретирую.

Пункт 4.

Напор и несоблюдение личных границ, т.е. людям все равно чем ты сейчас занят, им просто НАДО.

На море в последний раз были, приходит сообщение от родительницы бывшего ученика (недолгое репетиторство закончили год назад очень неожиданно для меня):

Здравствуйте, мы бы хотели возобновить занятия.

Я ей ответила, что сейчас на отдыхе, не до того, подумаю и отвечу через неделю. А она мне снова пишет, потом еще и еще, очень назойливо. И я отказала, хотя время есть и деньги не лишние. Меня такой напор уже в самом начале напрягает.

В эту же тему: многие родители считают нормальным задавать вопросы репетитору, просить помочь с домашним ВНЕ занятия. Мне нередко прилетали сообщения вечером, когда делается скрин или фото задания, а дальше следует просьба выполнить до утра. Объяснять, разбирать задание им не надо, надо просто решить. И неважно, что я ужин готовлю или просто устала.

Есть еще причина моего нежелания больше заниматься репетиторством или хотя бы взять таймаут, но это тема некраткая, а статья слишком затянулась.

P.S. Предполагаю, что найдется немало родителей, которые могут прокомментировать вроде "Вам платят, так еще и чаю вам?!" Или что-то в этом роде. Оговорюсь сразу:

речь не о чае, а о человеческом отношении.

Спасибо за ваше время)