Под публикацией о рандомной проверке работ участников конкурса "Мой района" на антиплагиат в комментариях меня попросили обратить внимание на три работы.
Я обещала посмотреть тексты. Выполняю обещание)
Работа №1.
Экскурсия семилетней девочки под названием "Герои, вымышленные и настоящие, на Задонском". Для обложки работы выбран коллаж, отражающий основные точки экскурсии. В тексте речь идёт от первого лица, что является обязательным для конкурса.
Под текстом экскурсии находится карусель с фотографиями мест, о которых идёт речь. Обратите внимание, что в тексте есть ссылки на фото (номера в круглых скобках). Есть и цитаты, оформленные по правилам цитирования.
Когда я читаю текст этой работы, то я реально чувствую себя на экскурсии, хоть никогда в жизни не была на Задонском. Всё написано очень понятно и доступно. Не без стилистических шероховатостей, но идеальной академической правильности от участников конкурса и не требовалось. Возможно, в составлении текста девочке помогали родители, но в этом нет ничего страшного, потому что в соответствии с условиями конкурса семейное творчество даже поощряется! Выбранная тематика экскурсии соответствует возрасту и не вызывает вопросов.
Очевидно, что текст является оригинальным, но я - ради чистоты эксперимента, загружу его на проверку. Уникальность работы 73%, имеются цитирования, заимствований - 24%. С одного источника взято 7,95%. Напомню, что в работе Теплякова - 71% заимствований (при этом с одного источника 46%). Что называется: почувствуйте разницу.
Работа №2.
Экскурсия восьмилетнего мальчика под названием "17 мгновений СВАО: экскурсия на 17-м трамвае". На обложке экскурсии - сам маршрут, фото мальчика и изображения гербов территорий, куда нас, виртуальных туристов, приглашает автор. Обращаю внимание на речь от первого лица на протяжении всего текста работы (это обязательное требование конкурса).
После текста экскурсии следует карусель фотографий с подписями, что соответствует условиям конкурса. Теперь к тексту работы. Он, безусловно, вовлекает читателя. Чем? Во-первых, задумкой и апелляцией к известному советскому фильму (я очень уважаю детей, которые знают отечественную кинематографическую и анимационную классику). Во-вторых, стилистикой самого текста: мальчик как будто действительно разговаривает с нами, рассказывая и объясняя то, что видит сам, признаётся в том, что является любимым лично для него - делится своим опытом. И мы, пусть и через экран монитора, следуем за ним, рассматривая достопримечательности северо-восточного округа столицы. В его тексте сочетаются и история, и современность. Экскурсия является не только развлекательной, но и познавательной. В-третьих, в тексте использован очень интересный приём советов туристам ("Приготовьте свою карту «Москвича» или «Тройку» и не забудьте оплатить проезд (пересадки в течение 90 минут бесплатные)"), а также обоснована значимость маршрута: "Мой маршрут удобен тем, что его можно совершать в любое время года и даже в любую погоду. Совершенно необязательно выходить в каждой точке, а можно выбрать «мгновения» по интересам. В любой момент вы можете сойти с маршрута и остаток дня провести в музее или парке. А еще его можно проехать в обратном порядке". Интересно написано, правда? А теперь сравним это с фрагментом работы Теплякова: "Будут рассмотрены физико-географические факторы формирования рельефа современные геоморфологические процессы, влияние людей на рельеф и наоборот, влияние рельефа на расселение людей".
Вопрос даже не в том, чей из этих двух текстов детский. Ничего страшного в помощи родителей нет, и в условиях конкурса прямо прописано, что ребята могут получать поддержку от семьи: семейное творчество это здорово! Вопрос в другом: у Теплякова заявляется не экскурсия, а научно-практическое изучение темы. И, если бы работу он выполнил сам, то можно было бы просто посоветовать подать её на какую-нибудь тематическую конференцию. Глядишь, и сертификат участника бы получил. Но все уже знают, каким образом был добыт этот текст, а потому даже советы давать не будем.
Кстати, что там с уникальностью работы №2 - экскурсии восьмилетнего мальчика Стёпы? А всё отлично. Она уникальна на 95,43% (с одного источника 2,66%).
По этой работе мне есть ещё, что сказать. И я даже было написала больше двух тысяч знаков по данному поводу, но потом решила убрать... Если кому-то будут интересны мои размышления, то лучше отдельно изложу. Пока идём дальше.
Работа №3.
Экскурсия 12-летнего мальчика носит профориентационный оттенок. В тексте есть речевые ошибки, что ничуть не снижает ценность этой экскурсии, но ещё больше уверяет меня в том, что работу ребёнок писал самостоятельно. На обложке работы - автор экскурсии. Речь идёт от первого лица (условия конкурса выполняются).
После текста в формате карусели представлены фотографии объектов и автора экскурсии.
Текст очень длинный: мальчик очень обстоятельно рассказывает о своём районе с точки зрения многообразия профессий (интересный подход). Используется много исторических сведений, но работа уникальна на 75,38% (с одного источника максимально 4,88%).
И напоследок...
Я благодарю читателя под ником "Зимушка" за интересную пищу для размышления. Классные работы участников конкурса. Все уникальны, выполнены в интересной творческой манере, которая подчёркивает индивидуальность выбранного подхода. Все темы соответствуют детскому возрасту и характерным для него интересам: мультики это, трамвайные остановки или выбор жизненного пути. Всё понятно и объяснимо, в отличие от геоморфологической экспедиции.
И, кстати, все работы, которые посоветовали изучить читатели, соответствуют требованиям конкурса: рассказ ведётся от первого лица, фотографии оформляются в виде карусели. Кстати, на фотографиях большинства работ есть авторы. И только в работе Теплякова - папа. Не мог пройти мимо себя любимого и хотя бы на одной фотографии запечатлеть того, кого записал в авторы.
На конкурсе "Мой район" много интересных, разносторонних и уникальных работ. Детское и семейное творчество в лучших красках представляет читателям неизвестные уголки столицы. И я искренне надеюсь, что для откровенного плагиата не найдётся поощрительного сертификата или грамоты. От организаторов ответа по своим обращениям я не получила, но новость о "сорванном конкурсе" позволяет теплиться надежде на то, что всё-таки кража интеллектуальной собственности поощряться не будет.