Недавно мой подписчик скинул ссылку на один инвест-проект. Проект показался мне забавным, сейчас объясню почему.
"Доходный вагон"
Суть проекта заключается в то, что компания предлагает инвестору купить железнодорожный грузовой вагон, сдавать им и получить пассивный доход. Сейчас когда доля авиаперевозок упала, нагрузка на железную дорогу возросла. И вот тут вполне верится, что спрос на вагоны будет повышенным, хотя бы какое-то время. По деньгам компания обещает 21-25% годовых. Возможно, после повышения ключевой ставки доходность будет пересмотрена, но я не уверена. Ставка зависит от срока заключения договора и суммы вложений.
На сайте компания выложила два проекта договора из которых видно с каким юридическим лицом будет заключаться договор. Если начать пробивать это юридическое лицо, то с ним в принципе все хорошо: прибыль и выручка растут, правда вместе с ними и долговая нагрузка. Компания много судится, но с кем не бывает. А вот отчетность по МСФО не посмотреть, поэтому к представленным цифрам надо относиться осторожно. Хороший главбух может сильно баланс перекрутить, что бы он стал выглядеть лучше если это для чего-то надо.
На первый взгляд бизнес выглядит вполне рабочим, но черт кроется в деталях, переходим к ним.
Стоимость вагона
Для начала я решила посмотреть за какую сумму вообще можно приобрести жд вагон, дабы информация эта открытая. И вот тут сразу становится понятно, что так просто тут не разберешься. В интернете полно вагонов по 2.5 миллиона, именно про такую минимальную стоимость и говорится на сайте проекта.
Но! Можно найти вагоны и дешевле, причем того же типа и объема - 88 метров кубических. И вот чем отличаются они не понятно! И вот тут я понимаю, что если я не в теме, я могу позвонить в компанию, а мне на уши любой лапши навешают. И опять же в интернете можно найти объявления по сдаче таких вагонов от 1550 рублей за сутки до 2300 - это огромный разброс цен. И в чем-то точно есть разница, но тут надо разбираться.
А еще я хочу обратить внимание на год производства вагонов - 2020! То есть они 4 года стояли на складах никому не нужные? А где же спрос на вагоны?
Заключение контракта
Компания предлагает заключать 2 типа договора:
- Договор - займа для физических лиц и ИП. То есть компания просто берет деньги взаймы, а передает в залог вагон;
- Договор аренды для ООО и ИП. То есть инвестор покупает вагон и сдает его компании.
Получается, что если что-то пошло не по плану, инвестор остается с вагоном и тут не важно когда он станет его собственником. Правда где-то я читала, что они готовы дать дорожную карту как продать вагон. Но я вас уверяю, если спрос упадет, то и продать будет не так просто. И вот тут самое время вспомнить, что из-за риска вторичных санкций многие китайские банки не проводят наши платежи. И наличие этой проблемы подтверждает ЦБ, то есть это не просто СМИ на коленке что-то раздули. Это проблема из-за которой объем импорта падает. А что будет с импортом, если платежи совсем перестанут проходить? Что тогда будут перевозить в железнодорожных вагонах?
Теоретически в договоре интересы инвестора защищены, но если компания решит обанкротиться, тут уже сделать что-то будет сложно. А в нашей стране банкротство компаний - это вариант к которому любят прибегать для решения проблем.
Мне не понятна бизнес-модель
Для юридических лиц уже давно придуман прекрасный функционал - договор лизинга. Компания берет в аренду транспорт или спецтехнику, в том числе грузовые вагоны у лизингодателя, а когда договор кончается либо выкупает его, либо нет, по своему желанию, но по заранее оговоренной цене. Прелесть данного метода заключается в том, что компания может сэкономить на налогах приличную сумму.
Я решила забить в калькулятор лизинговой компании какие-то цифры и посмотреть переплату за год. Переплата оказалась 21,5%, а экономия на налогах более 40%! То есть лизинг более чем выгоден даже при минимальном платеже, но это действует только при условии, что:
- Вагон был приобретен у того, кто платит НДС, а значит его можно принять к зачету;
- Сам покупатель платит налог на прибыль, а не находится на упрощенке. Судя по отчету компании, прибыль у нее не маленькая, а значит она уже не может быть на упрощенке.
Но мне не ясно 2 момента:
- Почему компания берет не лизинг, а займ, когда условия получаются одинаковыми. Но только заемщиков можно ждать месяцами, а лизинг можно оформить в нужный момент. Да и вообще зачем надо связываться с инвесторами, вести переговоры, разъяснять им все - это ж огромная работа. Куда проще всегда вести дела с одной лизинговой компанией. Или одна компания уже не готова оформлять лизинг?
- Почему компания предпочитает работать с физлицами, брать у них под 25%, когда они не платят НДС, а значит его нельзя принять к зачету. Ведь это тот самый случай, что купить вагон дороже, но уплатить НДС может оказаться выгоднее, чем купить дешевле, но без НДС. Да и лизинговая компания дает даже меньшую ставку! То есть работая с инвесторами, компания сильно переплачивает.
Про доходность
Что касается инвестора, то обещанные 25% на руки за вычетом налогов у ИП или самозанятого дают 23.5%. Что бы получить такую доходность в качестве физ лица, надо найти актив который приносит не меньше чем 23.5 / 0.87=27.01%. То есть обещанная доходность выходит приличной, столько по надежным облигациям не получишь. Могут тут быть конечно нюансы про которые компания молчит, например, платная доставка вагона до нужного места, но тут пока не попробуешь, не узнаешь.
Забавно, что компания выложила проект договора в нем прописаны выплаты в размере 50 000 рублей в месяц, которые дают максимальную доходность только 24% при стоимости фургона 2.4 млн. А что если инвестор купит актив подороже?
Что в итоге
Вот вроде серьезных претензий к тому, что я увидела на сайте нет, а вопросов много. Получается, что в самом худшем случае инвестор останется с вагоном на руках... А дальше крутись как знаешь и продавай за бесценок, лишь бы скинуть его, а не решать проблемы с ним связанные. Но это и есть инвестиции. Когда есть риски, есть потенциально более высокая доходность, но если что-то пойдет не так, ну извините.
Если бы у меня на руках было 2.5 миллионов рублей, полезла бы я? Нет! Я за то, что инвестировать надо в то, что ты понимаешь, либо активно разбираться, но разбираться еще и с вагонами я не готова. Когда тратишь деньги на то, что не понимаешь, то тебя очень легко раскрутить на что-то лишнее, а я этого очень не люблю.
Приглашаю вас подписываться на мой телеграмм-канал.