В антимонопольной службе предложили принять закон, который позволит заемщикам самостоятельно решать, в какой страховой компании приобретать полис. Сейчас эта норма регламентируется постановлением Правительства, действующим до сентября 2025 г. Однако в большинстве кредитных компаний клиентам не сообщают, что они имеют право на выбор. Нарушители при этом ни к какой ответственности не привлекаются. Это приводит к переплатам по страховкам или заключении договоров на невыгодных условиях.
Выбор страховой компании
В сентябре 2023 г. ФАС провела исследование рынка и выяснила: только 20% банков информируют клиентов об их праве на выбор страховой компании. Это обязательство прописано в постановлении Правительства, принятом в сентябре 2023 г. В рамках него банки должны принять полис клиента, заключенный в любой страховой компании с рейтингом от "А-". В 2024 г. ситуация осталась примерно такой же.
По словам руководства ФАС, в следующем году документ перестает действовать. Поэтому необходимо на законодательном уровне обязать банки принимать страховые полисы граждан по их выбору. В течение оставшегося времени будет подготавливаться перечень поправок к закону "О потребительском кредитовании".
Когда норму закрепят в законе, нарушители будут привлекаться к ответственности. Сейчас никакого наказания за это не предусмотрено. Однако ФАС может организовать проверку деятельности банка и наличия у него договоров со страховщиками-партнерами.
Если к сентябрю соответствующее предложение поступит от кого-то другого, ФАС поддержит его. Если этого не произойдет, служба сама подготовит его.
Навязывание страховки банками
Сейчас банки безнаказанно нарушают требование постановление Правительства. Они убеждают клиентов в том, что они могут застраховаться только в одной из организаций из списка "рекомендованных". Чаще всего страховщики в этом перечне берут на 30-100% больше, чем конкуренты.
Услуги страховщиков обычно навязываются через предложение сниженной ставки по кредиту, если заемщик выберет партнера банка. 80% клиентов кредитных компаний говорят о том, что право выбора им не предоставили, предложив только 1 вариант.
Еще один проблемный момент - длительная проверка страховой компании. Иногда банк намеренно затягивает процедуру до 60 дней, даже если предложенный клиентом вариант соответствует требованиям. Изменить ситуацию смогут только закрепленные в законодательстве нормы.
Что будут делать с банками-нарушителями
При выявлении нарушений Центробанк сейчас направляет сведения о кредитной компании ФАС. Если банк устанавливает свои строгие требования при выборе страховой компании или отказывается принимать полис без объяснения причины, это нарушает антимонопольное законодательство.
Эксперты полагают, что за такую практику закон должен предусматривать штраф, например, в размере 0,1% от размера капитала. Тогда за навязывание страховщиков банки должны будут платить миллионы или миллиарды рублей.
Дополнительно нововведения позволят сделать процедуру выбора компаний прозрачной и простимулируют конкуренцию между страховыми компаниями. Они будут стремиться предлагать клиентам более выгодные условия и будут повышать качество своего обслуживания.
Один из минус - возможное расширение пакета документов, который будет требоваться от заемщика.