Ипатьевский монастырь издавна был связан с родом бояр Годуновых. По одной из версий, обитель и основана-то была предком этого рода – татарским мурзой Четом. Согласно «Сказанию о мурзе Чете», ордынский вельможа перебрался на Русь во времена Ивана Калиты и принял в Москве крещение под именем Захария. Во время одной из своих поездок он заболел, но на берегу реки Костромы удостоился видения Богоматери, апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. Вот тут новоиспечённый христианин и повелел заложить Ипатьевский монастырь. Для его потомков – дворянских родов Сабуровых, Годуновых и Вельяминовых-Зерновых – обитель стала любимым детищем, для которого они не жалели даров и где их провожали в последний путь.
По другой версии, монастырь возник на полвека раньше – во времена костромского князя Василия Ярославича. Этот младший брат Александра Невского в 1272 году стал великим князем Владимирским, но предпочитал жить в Костроме, где и основал несколько храмов.
Но если Ипатьевский монастырь всё-таки основал предок Годуновых, то он вряд ли был татарином. Начнём с того, что ордынское происхождение боярского рода современными историками ставится под сомнение. Это у Пушкина о Борисе Фёдоровиче сказано чётко: «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты»… А на самом деле, «Сказание о мурзе Чете» возникло только в конце 16 века и полно исторических несообразностей. Например, в «Государевом родословце», составленном в середине 16 века, предком Сабуровых, Годуновых и Вельяминовых-Зерновых назван костромской боярин Дмитрий Зерно, а никакой мурза Чет в нём вообще не упоминается. Нет этого татарского имени и в летописях.
РОД САБУРОВЫХ и ГОДУНОВЫХ. У Дмитрея у Зерна были 3 сына: Иван, да Констянтин Шея, бездетен, да Дмитрей. А у Ивана Дмитреевича дети: Федор Сабур, Данило Подольской, бездетен, да Иван Годун…
Государев родословец, 1555-1556 гг.
Старшая ветвь потомков Зерна - Сабуровы в XV веке вошли в число ведущих боярских родов Московского княжества, Годуновы возвысились столетием позже. Представители младшей ветви - Вельяминовы-Зерновы - боярских чинов не достигли.
По мнению известного специалиста по генеалогии русского дворянства Степана Веселовского, Дмитрий Зерно начал служить Ивану Калите в 1328 году, когда московский князь получил ярлык на Кострому. Допустим, он был сыном Чета. Но по летописям известен ещё и костромской боярин Александр Зерно, противник союза с Москвой, погибший в 1304 году во время волнений в Костроме. Он больше подходит на роль отца боярина Дмитрия Зерна.
Откуда же тогда взялся Чет, он же Захарий, появившийся в «Сказании о мурзе Чете» и оттуда перешедший в позднюю редакцию «Государева родословца» и другие родословцы начала XVII века? По мнению известного учёного Руслана Скрынникова, составителями «Сказания» были иноки Ипатьевского монастыря - родовой усыпальницы Годуновых. Сочиняя родословную сказку о Чете, монахи стремились обосновать княжеское происхождение новой царской династии и её связь со своим монастырем. А повторявший их выдумки автор родословца Годуновых и Сабуровых, составленного в начале XVII века, попытался соединить в одну легенду и неизвестного по летописям Чета, и известных по летописям Александра Зерна и Дмитрия Зерна. Дескать, мурза – основатель рода, Александр – его сын, а Дмитрий – внук. Тогда получается, что татарский вельможа перешёл на службу к московским князьям ещё во второй половине XIII века, когда Золотая Орда была в зените мощи, а Московское княжество ещё никто не принимал в расчёт. Это событие наделало бы шума и оставило бы след в летописях, как, например, отразился в источниках выезд на Русь ордынского царевича Даира Кайдагула. Тот проникся проповедями епископа Кирилла Ростовского, принял крещение, переехал в Ростов и стал побратимом князя Бориса Васильковича. Царевич вошёл в русскую историю как святой Пётр Ордынский, он же - Пётр Ростовский. И, возможно, ипатьевские монахи как раз и взяли житие ростовского чудотворца за образец, когда сочиняли «Сказание о мурзе Чете».
Доктор исторических наук Вячеслав Козляков обращает внимание, что Ипатьевский монастырь был посвящён мученику Ипатию Гангрскому и апостолу Филиппу. И если посвящения Филиппу среди названий церквей Северо-Восточной Руси встречаются, то посвящение Ипатию Гангрскому нам известно до этого только одно. В 1183 году новгородский боярин Радослав построил церковь св. Ипатия Гангрского на Торговой стороне Новгорода. А 9 лет спустя он построил там же церковь апостола Филиппа. Возможно, новгородский боярин, увековечивший в конце XII века память Филиппа и Ипатия, был предком костромского боярина, увековечившего на рубеже XIII-XIV веков память тех же святых. Тем более, мы уже упоминали князя Василия Ярославича, а он успел покняжить не только в Костроме, но и в Новгороде. Вероятно, кто-то из его тамошних сторонников вполне мог перебраться за князем в Кострому и стать предком Дмитрия Зерна, а значит, и Годуновых.
О Костроме и Борисе Годунове мы немного поговорили с костромским историком Алисой Бубеновой в 76-м эпизоде подкаста "Место силы. Золотое кольцо". Но главной темой беседы стали экскурсии и туристические маршруты Костромы. Мы обсудили следующие вопросы:
- Как мыши помогут выбрать маршрут по Золотому кольцу?
- Почему Кострому называют родиной двух царских династий?
- Кострома-гастрома. Что вкусненького предлагает старинный город?
- Чебуреки от Снегурочки. Как использовать известный бренд на всю катушку?
- Можно ли увидеть Ярославль с костромской колокольни?
- Голливуд на Волге. Благодаря чему Кострома часто попадает в исторические фильмы?
Послушать можно в ВКонтакте, Яндекс-Музыке, Apple Podcast и Саундстрим.