Найти в Дзене

Что такое нематериальные активы и как их отображают в МСФО?

Нематериальные активы очень часто встречаются в балансе современных публичных компаний. Нематериальные активы — это активы, не существующие физически. 

С точки зрения финансовой отчетности учитывать и правильно оценивать нематериальные активы очень сложно из-за их специфичности, но если мы хотим провести качественный анализ активов компании и рентабельность инвестированного капитала, мы должны понимать, как в финансовой отчетности отражена эта важная группа активов. Материальные активы, конечно, важны, но их учет намного проще.

Проблемы бухгалтерского учета нематериальных активов обусловлены трудностью достоверного определения стоимости подобных активов. Это особенно относится к специфическим активам: лояльности потребителей к фирме, популярности бренда, торговым маркам, лицензиям, франшизам и т. д. Поэтому правила учета отражают высокий уровень консерватизма при работе с нематериальными активами.

МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» разрешает признать такие нематериальные активы, если они удовлетворяют выдвинутому определению активов. Актив — это ресурс, контролируемый компанией как результат событий прошлых периодов, от которого в будущем ожидаются экономические выгоды. Эти два условия (контроль и будущие выгоды) часто приводят к тому, что потенциальные нематериальные активы не удовлетворяют определению актива.

Приобретения нематериальных активов

По своей природе приобретенный нематериальный актив имеет больше шансов быть признанным, чем разработанный внутри компании. Дело в том, что компания в принципе покупает только то, что ею пока не контролируется и от чего можно ожидать будущих экономических выгод.

Нематериальные активы, созданные внутри компании

Большинство созданных в компании нематериальных активов не отвечают критериям признания в учете и отчетности. Исключения составляет НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). МСФО выделяет две стадии признания нематериальных активов, созданных внутри компании: исследования и разработка.

Исследования — оригинальное и планируемое исследование, предпринятое с целью получить новые научные или технические знания. Все затраты, связанные с этой стадией, списываются после того, как они состоялись.

Разработка — применение научных результатов или других знаний для улучшения или существенного развития продукта компании, услуг или процессов. Затраты на разработки, удовлетворяющие следующим условиям, должны быть капитализированы (Капитализировать - это отражать затраты в балансовом отчете с целью отсрочки полного признания расходов). В ином случае они должны быть списаны как расходы.