Second Friend Store – первая в России селективная ресейл-платформа для продажи и покупки вещей люксовых и премиальных брендов. Мы поговорили с Анной Любан, СЕО и основательницей SFS, чтобы подробнее вам рассказать, откуда возник SFS.
1. Как появилась идея создать SFS?
В 2010-ом году я работала в инвестиционной компании. В то время и по сей день я очень любила радовать себя брендовой одеждой. На каждую вечеринку, каждое мероприятие хотелось купить что-то новое. Но в какой-то момент гардероб начал ломиться от количества вещей, которые я больше не носила.
У моих друзей была похожая проблема. С одной стороны, жалко отдавать вещь просто так, когда помнишь, как трудно ее было найти. С другой, непонятно, где ее можно продать. Не понесешь же ты платье Maison Margiela или туфли Manolo Blahnik в секонд-хенд или подвальную винтажку.
Тогда мы с друзьями и решили, что брендовая современная одежда заслуживает к себе такого же современного подхода и сервиса. Мы вложили немного денег, создали и запустил сайт. Мы не думали, что идея окажется такой востребованной и понравится людям. Поэтому позднее мы были приятно удивлены, когда в числе клиентов начали появляться не только друзья и друзья друзей.
2. С какими трудностями вы столкнулись на первых шагах?
С точки зрения запуска бизнеса, на первых шагах особых проблем не было. В Европе и в США набирали обороты тенденции на ресейл и разумное потребление, а мы были первыми в России, кто присоединился к мировому тренду.
Скорее, о проблемах стало понятно, когда мы занялись масштабированием. Если в Москве для многих было очевидно, почему ресейл это выгодно, то в регионах картина была противоположной. Люди предвзято относились к б/у одежде и не понимали, почему, условно, джинсы Prada стоят на вторичном рынке дороже, чем новые в Zara или H&M.
Очень много сил и ресурсов было потрачено на просветительскую работу, чтобы рассказать о пользе ресейла и его удобстве как для покупателей, так и для продавцов. На это буквально ушли годы с нашей стороны. Позднее, когда на рынке появились другие игроки (The Market, Luxxy, Oskelly), лояльность к ресейлу в умах большинства стала гораздо выше.
3. В чем разница между ресейлом того времени и тем, какой он сейчас?
Как я уже поделилась выше, раньше люди «боялись» вторичного рынка. В начале 10-х у многих были постсоветские предрассудки о б/у вещах. Считалось, что ты бедный или не можешь себе позволить новое, если ты покупал что-то уже использованное.
Благо, сейчас идея о разумном потреблении воспринимается всеми абсолютно нормально и здоровó. Люди даже начинают хвастаться и гордиться тем, что находят вещь именно на ресейле, мол: «Смотри, какую я классную сумку купила в три раза дешевле, чем новую!» Это, конечно, радует. Уверена, будущие поколения уже повсеместно будут стремиться к осознанности и заботе об экологии.
4. Как изменился бренд-лист SFS за время его существования?
У нас было много экспериментов. Когда мы только запускали SFS, мы делали акцент на концептуальных брендах: Rick Owens, Maison Margiela, Ann Demeulemeester. Авангардные дизайнеры были тогда глотком свежего воздуха для фэшн-индустрии. Их охотно покупали на первичном рынке, а позднее они оказывались и на ресейле.
В дальнейшем стало понятно, что расти только за счет выбранного ассортимента не получится. Мы приняли решение чуть снизить градус авангарда в каталоге, добавив в него традиционные люксовые бренды: Louis Vuitton, Gucci, Prada, Hermes. За счет изменений в ассортиментной политике нам удалось привлечь новую аудиторию и ускорить темпы роста и развития проекта.
В 2014 случился кризис: пользователи сокращали расходы на одежду, а продавцы не спешили расставаться с вещами, потому что не было гарантий, что они смогут купить еще. Нам пришлось опять вернуться к пересмотру бренд-листа в сторону более дешевых марок. Мы начали принимать Michael Kors, Pinko, Cos, Hugo Boss. Мы старались подстроиться под экономические условия, но в итоге потеряли собственную идентичность и уникальность.
Из-за неверного бизнес-решения средний чек упал в 2,5 раза, мы начали терять покупателей, и бизнес столкнулся с серьезными проблемами. В 2017 было принято решение «откатить» все назад и оставить в каталоге только подлинный люкс, концептуальные марки: Marni, Jacquemus, JW Anderson, Helmut Lang, Stella McCartney.
Сегодня мы формируем ассортимент таким образом, чтобы экономика бизнеса не могла пострадать из-за выбора концептуально не подходящих проекту брендов. Мы стараемся соответствовать времени и продолжаем следить за индустрией в поисках интересных и актуальных марок, но уже так, чтобы не «скатиться» в сегмент «премиума».
5. Многие ресейл-платформы ограничиваются сервисом онлайн. Почему вы решили открыть шоурум?
Все очень просто, дело в разнице бизнес-моделей. Стоит понимать, что многие ресейл-платформы — это просто доска объявлений, как авито, но на голову выше. Продавцы сами фотографирует вещи, говорят с клиентами в чатах, а сервис лишь гарантирует безопасность сделки.
Для нас шоурум — это не просто коммерческое пространство, но и место для встреч и знакомств с клиентами бренда, точка соприкосновения с аудиторией. Мы открыли его почти сразу после запуска онлайн. Нам повезло, и тогда была отличная возможность аренды. Нам было важно, чтобы у покупателей была возможность познакомиться с ассортиментом вживую. Так же было удобно и продавцам: мы сами определяем подлинность и фотографируем вещи, заботимся о химчистке, взаимодействуем с покупателями. Продавцу нужно лишь сдать вещи и получить вознаграждение.
6. Как изменился ландшафт российского ресейла после 2022 года?
Сложно оценить какие-то полноценные изменения за два с половиной года. Не думаю, что конкретно сейчас ресейл претерпел метаморфозы.
Да, в феврале 2022-ого люди под влиянием эмоционального всплеска массово начали скупать вещи ушедших с российского рынка брендов: Chanel, Prada, LV. Но уже через несколько месяцев все устаканилось. Вещи продолжают поступать в шоурум, а люди продолжают их покупать. Поменялись лишь каналы, по которым находят вещи: баеры, транзиты. Но глобально, повторюсь, изменения минимальны.
Единственное, что очевидно уже сейчас — это рост популярности локальных марок. Только время покажет, тренд ли это. Но на рынке начали появляться новые отечественные бренды, которые пришлись многим по вкусу. Думаю, все изменения станут яснее в ближайшие годы.
7. Что самое главное в работе SFS как бренда?
Главная ценность заложена в названии бренда — это дружеское общение. Игра слов Second Friend/Hand выбрана не случайно. С самого начала проекта мы хотели объединить людей с похожими взглядами на жизнь и моду. Поэтому мы очень дорожим возможностью строить с клиентами и продавцами теплые доверительные отношения.
И, конечно, мы заботимся о сервисе. По сей день в России нет ни одной платформы, как SFS, которая сделала бы продажу и покупку одежды такой простой и удобной. Хоть мы и стремимся к автоматизации, мы сохраняем индивидуальный подход к каждому, с кем взаимодействуем — в этом и есть мы.
8. Почему стоит выбрать SFS?
Потому что наш проект — нечто большее, чем голая коммерция. Мы стремимся помочь людям расстаться с ненужными вещами настолько выгодно, насколько это только возможно. У нас нет цели продать то, что вам не нужно. Разумеется, как и любой бизнес, мы живем продажами, но мы заинтересованы в том, чтобы каждая вещь из нашего каталога, которая окажется у вас в гардеробе, стала верным компаньоном в повседневной жизни. Можно построить самый крутой шоурум в Москве, собрать в нем тысячи брендовых вещей, но репутация и доверие клиентов — то, что нужно заслужить.
В благодарность за знакомство дарим промокод DZEN24 на скидку 5%. Переходите на сайт secondfriendstore.ru и выбирайте вещи любимых брендов!