Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) потому и обязательное, что прописано в законе, т.е. избежать его – в теории – невозможно. Однако «суха теория, мой друг…» На практике же и сейчас происходят вещи, далекие от цивилизованного подхода к защите своего имущества
Сосед Иван Петрович, пенсионер и заядлый дачник, непостижимым образом до прошлой недели обходился без ОСАГО. Деловито натирая бока оранжевой «копейки», помнящей царя Гороха, рассуждал: «Зачем мне страховка? Езжу я аккуратно, постов ГАИ по дороге в наше садовое товарищество нет, к тому же более полугода машина зимует в гараже». В переводе на язык автогражданской безответственности умозаключения Ивана Петровича выглядят следующим образом: зачем платить страховщикам, если, во-первых, в аварию я не попаду никоим образом, во-вторых, оштрафовать за отсутствие ОСАГО меня некому, в-третьих, автомобиль на ходу всего шесть месяцев. Авось, пронесет.
Не пронесло
Недавно Иван Петрович попал в аварию. Давал задний ход от магазина стройматериалов и въехал в крыло «Фольксвагена Пассата». За ремонт отдаст из собственного небогатого кармана. Да и еще и штраф заплатит – за отсутствие страховки.
Стоимость запасных деталей на марки европейских машин увеличилась в десятикратном размере, цена на запчасти для машин китайского автопрома также кусается – с учетом курса доллара и евро.
Сколько же заплатит за крыло «Фольсквагена Пассата» наш Иван Петрович сегодня? Не поверите, не менее 70 000 рублей с учетом полной замены крыла. Что легче найти собственнику любого авто – 10 000 рублей на страхование своей ответственности или 70 000 на ремонт чужой машины?
А ведь это мог быть и не «Фольксваген», а, скажем, «Тойота Ленд Крузер» или «Мерседес» GL-класса, или, не дай бог, «Майбах». Вот такой страшный сон приснился Ивану Петровичу! Проснувшись, он побежал оформлять страхование гражданской ответственности автовладельца.
Специалисты сетуют, что таких горе-дачников, надеющихся на русский «авось», еще очень много. После аварии они со слезами на глазах приходят в страховые компании с просьбой оформить договор задним числом. Им отказывают. Ничего личного – только бизнес и соблюдение закона.
Страховка неизбежна
Как восход и закат солнца. ОСАГО гарантирует возмещение ущерба третьим лицам (юридический термин, подразумевающий страховые выплаты владельцу пострадавшего по вашей вине автомобиля), КАСКО защищает вас, т.е. вашу собственность вне зависимости от того, кто стал виновником ДТП.
Специалисты советуют: прежде чем сесть за руль, обзаведитесь ОСАГО. По правилам заключить договор обязательного страхования автогражданской ответственности можно даже на один день, на три месяца, на шесть месяцев. Изменения в законе будто специально разработаны для дачников, не расчехляющих свои автомобили до наступления плодово-ягодного сезона, и потому не нуждающихся в круглогодичном страховании.
Специалисты подсчитали: страховка для отечественных автомобилей «второй свежести», которыми пользуется большинство владельцев шести соток, обойдется примерно в тысячу рублей. Не так много, если учесть, что максимальная сумма выплат достигает 120 тысяч.
Советы профессионалов
Простая царапина на престижной иномарке может стоить дороже 400 тысяч. Чтобы обезопасить себя от проблем, связанных с выплатой за ущерб из собственного кармана, специалисты советуют заключать договор добровольного страхования автогражданской ответственности (ДГО). Около 1 200 рублей в год – и в страховом кошельке автовладельца появляются дополнительные 600 тысяч рублей.
Что называется, почувствуйте разницу: ОСАГО на три месяца стоит для «семерки» тысячу рублей, ДГО – 1200 руб. на год. При этом, купив ДГО, вы в два с лишним раза уверенней и спокойней чувствуете себя на дороге. Которая, как известно, так же непредсказуема, как погода за окном.
В ответе за все только КАСКО
По этому договору страхования компания несет ответственность даже за малейшую трещину на лобовом стекле, не говоря уже об экстриме – угоне. Но этот вид страхования не всем нашим согражданам по карману, например, КАСКО для того же «Фольксвагена Пассата» 2019 года выпуска стоит около 40 тысяч рублей, для годовалой «Лады» – около 30 тысяч рублей. Не так уж мало для нее, не правда ли? Поэтому крупные страховые компании предлагают клиентам-владельцам недорогих автомобилей застраховать только риск угона. Действительно, кто гарантирует, что припаркованную рядом с садовым товариществом «семерку» не угонят «чисто покататься» какие-нибудь подростки?
Выводы
ОСАГО прописано всем. Можно на день, три месяца, можно на полгода. Рекомендуется ДГО. Срок страхования вы тоже определяете сами. КАСКО, как правило, оформляется на год. Стоит или не стоит заключать договор – решать вам. В идеале: мы страхуем квартиры, когда уезжаем на дачи, мы страхуем дачи, когда уезжаем на «зимнюю стоянку». И мы обязательно страхуем автомобили. Потому что автомобиль всегда в зоне риска, где бы он ни находился – в гараже, на дороге, охраняемой автостоянке или дачном участке.