Найти в Дзене
Параллели истории

А вот вам ещё немного восстаний волхвов, буквально зарубленных на корню

Оглавление

Об одном я уже писал. Это где тов. Ярослав Владимирович, который Мудрый, "схлестнулся" с волхвами в Суздале и окрестностях. История занятная, для волхвов окончившаяся достаточно благополучно, чего не скажешь о тех случаях, которые я сейчас освещу. Здесь главным героем будет внук Мудрого, Глеб Святославич. Впрочем, почему только он? Прекрасно проявил себя праправнук (в)уя* Владимира Святославича, Ян Вышатич. Да и в Повести Временных Лет о нём написано поболее.

*-не пугайтесь, (в)уй - дядя по матери. Это тот самый прапрадед Добрыня, брат Малуши. Стоит отметить, что дядя по отцу звался - стрый. Не менее странное для современного уха слово.

Итак. Не прошло и (1071-1024=47) пятидесяти лет, как непоседливые волхвы вновь стали мутить воду. Это к вопросу о крещении Руси прямо относится. А началось все, как у нас водится, с неурожая.

Время вообще было беспокойное, в столице, в Киеве, буквально пару лет назад революционные массы сбросили ярмо Изяслава Ярославича из-за разногласий по поводу возможности населения владеть огнестрельным короткоствольным оружием. Очень народец хотел самостоятельно себя от кочевников защитить, но власть предержащие выдавать дорогостоящее оружие зажали.

-2

Но это тема другой статьи.

И вот, видимо вдохновлённые этим выступлением и вышеназванными неурожаями, на исторической сцене 1071-го года вновь появляются волхвы, решившие зайти с двух сторон. Через Новгород и в Ростов. Ощущение такое, что делали они это скоординировано, пользуясь соцсетями.

Началось всё опять с Киева.

...приде волъхвь, прельщенъ бѣсомъ. Пришедъ бо Кыеву...

-3

Мужчина проводил дистанционно сеанс анестезии в Тифлисе дал Днепру пять лет, а потом предрёк ему течь вспять. Но этого мало. Русская и Греческая земли должны были поменяться местами, остальные, кстати, тоже. Многие верили, но люди знающие ему глаголили.

Бѣсъ тобою играеть на пагубу тобѣ

Удивительно, как это ему позволили нести в массы свои идейки при наличии в Киеве крещеного населения и пастырей? Впрочем, долго это не продолжалось. Как-то, в одну из ночей, он перебрался на пмж в Америку пропал.

И почалося...

В этом же году* пришли из Ярославля в Ростовскую землю двое из ларца одинаковых с лица волхвов.

*-так в Повести Временных Лет.

В оригинале они "вьстаста", объявились, одним словом. И, как и некоторые буяны позднее, пошли вверх по Волге и Шексне до Белоозера. В отличие от прошлого раза (1024г), где огребала "старая чадь", теперь отдувались за все "лучшие жены", у которых "разрезали за плечами" и доставали продукты питания, сладости и меховые изделия. Порезанных тётенек после этого убивали, я так понимаю, в ритуальных целях. Причём дяденьки приводили их сами!

И привожаху к нима сестры своя, и матери и жены своя.

Вверх по течению с волхвами гуляло триста человек, такое количество обозначил в мемуарах Ян Вышатич, а летописец старательно записал. Но, судя по последующим событиям, было их не так много. Очень уж хотелось победы над превосходящим противником.

Тем временем в Новгород пришел еще один волхв. Этот прямо объявил себя богом, уверяя, что знает все наперед. Среди чудес, которые он обещался продемонстрировать, был пеший поход по водной глади Волхова. Прямо скажем, смелый шаг. Офигевшие от такого представления горожане бросились ставить бутылочки с водой перед экраном к местному епископу с вопросами, а не тот ли это человек, могущий накормить всех жаждущих рыбой и хлебом. Напоминаю, год был неурожайным. Феодор, а именно так звали местного пастыря, оказался не робкого десятка и вызов принял. Облачился в рабочий костюм и призвал истинно верующих переходить на светлую сторону. Но одураченные умелым шарлатаном горожане, как один отказались. Ситуация накалилась.

Перенесемся на Белоозеро. Ян Вышатич, полномочный представитель и начальник налоговой службы при Святославе Ярославиче находился по делам службы как раз там, где волхвы добывали себе пропитание из-за плеч женщин. Естественно, Ян Вышатич этот беспредел решил пресечь и приказал окружению волхвов немедленно выдать нарушителей закона представителю власти, то бишь ему.

Выдайте волъхва та сѣмо, яко смерда еста моего князя

В просьбе было отказано, тогда потомок Добрыни в одиночку(!), без оружия(!) решил прийти к горе волхвам сам. Вот что значит иметь богатыря в предках. Еле уговорили его подчиненные не безумствовать без толку. В итоге, Ян взял с собой двенадцать человек и отправился в лес. Но до волхвов им дойти не удалось. Произошла стычка, в результате которой был потерян поп, состоящий при отряде. Всё происходило в лучших традициях фильмов про викингов. Сражающиеся метелили друг друга топорами. Сторонники волхвов растворились в лесной чаще. Тогда Ян Вышатич переложил ответственность на белоозерцев, пообещав никуда не уходить и собирать налоги целый год не останавливаясь. Прикинув возможные убытки, горожане привели волхвов сами. Далее состоялся содержательный разговор на религиозные темы.

-4

И даже в отсутствие убиенного накануне попа, Ян Вышатич с легкостью доказал преимущество христианства при помощи бития и выщипывания бород. Но волхвы упорствовали и говорили, что их боги не видят причин беспокоиться за свою жизнь и хотели попасть на приём к Святославу Ярославичу, прямому руководителю Яна Вышатича.

Вернёмся в Новгород. К епископу Феодору присоединился местный князь, Глеб Святославич**, сын вышеназванного Святослава Ярославича, со своей дружиной.

** -мужчина известен прежде всего своей увлеченностью геодезией. Это именно он мерил ширину Керченского пролива по льду. О чем оставил запись на камне.

Силы были неравны. Авторитет Феодора подорван, и князь взял топор и ситуацию в свои руки. Заметьте, и здесь топоры. Далее состоялся недолгий разговор между князем и неизвестным нам по имени волхвом. Пряча топор "подъ скутъ", Глеб спросил оппонента

То вѣси ли, что ти хощеть днесь быти?

Что означает, приблизительно, если ты такой умный, скажи, что с тобой будет этим вечером? Волхв, не растерявшись, ответствовал

Чюдеса велика створю

Тогда, со словами, а вот твоя панамка, Глеб Святославич приложился по волхву топором.

-5

Разочарованные отсутствием "чюдес", горожане угрюмо разошлись по домам.

И снова Белоозеро. Привязав волхвов к мачтам ладей, Ян Вышатич привез их на устье (исток) Шексны, где поинтересовался, что теперь говорят им волховские боги. Понимая, что дело принимает дурной оборот, волхвы признались, что

не быти нама живымъ от тебе

Вот теперь, верю. Отвечал им бравый воевода. И, несмотря на просьбы о пощаде, предложил окружающим, чьи родственницы пострадали от волхвов, отомстить. Волхвов избили и повесили, я так понимаю, ещё живых на дубе. На следующую ночь их обнаружил гуляющий неподалёку медведь,

-6

далее цитата

угрызъ я и снѣде кудеснику

З.Ы. Что это было? как-то не очень похоже на крестьянское восстание. Скорее продолжение крещения, но уже не Руси, а финно-угорских племен. Какое-то прямо показательное избиение лидеров общественного мнения. Тем более в самой Повести Временных Лет на этот год приходится не только констатация вышеизложенных фактов, но и достаточно объемный текст, где разбирается лживость "волховского" учения. А если присмотреться подробнее, то становится понятно, что условный Нестор пытается описать богомилов. Которые как раз в это время стали разносить своё учение, в том числе и у нас. В подтверждение этому, обещание одного из них пройтись по Волхову. Не очень верится, что языческий жрец непринуждённо берёт за основу библейский сюжет, где Христос ходит по воде, аки посуху. Т.е. это человек "подготовленный". Ну, или как вариант, летописец приписывает волхвам богомильскую ересь, для ради осуждения и ниспровержения местных "полубогомилов" ловкими, князем и боярином.

А на сегодня всё.

Ссылка на другие статьи в том же духе )))

Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться

Желающие могут посодействовать автору материально 😉

альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С