Какой садовод не захочет виноград, которому не нужен уход. Ну, совсем никакой. И чтобы съедобный был. И не кислый, как известная Альфа, которую неправильно называют Изабеллой. И такой виноград у меня получился, хоть и случайно.
Скажу сразу – это не столовый виноград, с крупными гроздьями, мускатным ароматом и без косточек. Нет, его грозди редко достигают 200 грамм, ягоды около 2 грамм. С косточками. Без изысков, с изабельным привкусом земляники. Но кислота не высокая – 6-8 г/дм куб, сахар около 20%. Красное вино можно делать – ординарное, столовое, без добавления воды и сахара. Созревает в Подмосковье к середине сентября. Одна из немногих форм, которая сбрасывает листья в Подмосковье до заморозков. И это верный признак фенольной зрелости, тогда сахар поднимается до 22-23% - можно делать вино. Зимние морозы переносит до -38 градусов, растет на шпалерах без снятия на зиму. Никакие болезни его не берут. И всё это без применения ядохимикатов – как сейчас модно говорить: «от слова совсем».
Словом, не виноград, а мечта лентяя. Так его и называют мои знакомые, которые стали выращивать на своих участках. Я почти забыл – какое имя первоначально дал этому винограду. Теперь и сам называю – «Мечта лентяя».
Это сложный гибрид винограда Амурского, Европейского и американца Альфы. Сначала европеец опылил амурца. А когда выросла и зацвела новая форма, её опылила Альфа. Из новых семян и вырос гибрид, который отличается сильным ростом и хорошей урожайностью. И никакие болезни его не берут – как и папу Альфу.
В то время, когда у меня выросла эта форма, столовых сортов ещё не культивировал. И тогда размножил его до 10 кустов. Но уже через несколько лет понял, что с его буйным ростом он заполонит участок. А постоянно стричь – рук не хватает. Оставил один куст, остальные рассадил вдоль забора садового участка, который – забор – он заплетает наглухо. Соседи, делают из него вино, джемы. Заготавливают листья на долму.
И даже сейчас, когда у меня появились столовые сорта и универсальные формы собственной селекции, когда их ягоды заканчиваются в конце сезона, иногда хочется съесть гроздь-другую винограда. Тогда беру лестницу и лезу на верхний ярус куста, который забрался уже на крышу двухэтажного садового домика. И где ещё сохранились грозди, до которых не добрались ручки детей и рачительных женщин семьи. На крыше – шведский стол для птиц, которые предпочитают лакомиться без помех и не лезут вниз, когда созревают более ценные сорта.
А я обрываю то, что висит на стенах. Последние ягоды, они почему-то, кажутся вкуснее.
Люблю сесть бабьим летом, под ласковым солнышком, и перекусить гроздью с краюхой белого хлеба-паляницы. И запить глотком вина, которое храню здесь же в подвальчике.
Если вы чувствуете в себе присутствие благородной лени, высокомерие к капризным столовым сортам, рекомендую посадить Мечту лентяя.
Ваш Евгений Родимин e-mail:rodimin@mail.ru