Найти в Дзене
Ученый Лис

РЫМНИК. БИТВА ТРЕХ ИМПЕРИЙ. (Часть I)

РЫМНИК. БИТВА ТРЕХ ИМПЕРИЙ. (Часть I )

Собственно предыстория сражения при Рымнике (нем. Schlacht bei Mărtinești , тур. Boze Muharebesi) ставшим генеральным сражением кампании 1789 года, началась сразу после победы объединенных сил Суворова и принца Саксен - Кобургского при Фокшанах. Союзное командование не торопилось воспользоваться плодами одержанной победы. Только сам генерал от кавалерии Кобургский воодушевленный успехом, запросил в подкрепление корпус принца Гогенлоэ, стоявший в Трансильвании, на смену же данному корпусу должен быть послан один из корпусов главной императорской армии. Однако данная идея не понравилась императору Иосифу, который считал приоритетной задачей австрийцев в кампанию 1789 года - овладение Белградом. Окончательно же предложение Кобургского похоронил главнокомандующий фельдмаршал Лаудон, указавший что свободных корпусов, которые можно отвлечь от осады Белграда у него на данный момент попросту нет. Соответственно Галицийский армейский корпус (нем. Galizischen Truppenkorps) принца Саксен - Кобургского получил приказ перейти к обороне южнее Фокшан с целью наблюдения за противником.

Русская же третья дивизия генерала - аншефа Суворова, была вообще отозвана на прикрытие фланга корпуса князя Репнина, в который входила, благо основной задачей на кампанию 1789 года армейское командование в лице Потемкина видело в овладении турецкими крепостями в Бессарабии и в устье Дуная.

Подобная медлительность предоставила османскому сердар экрему, или как принято называть турецкого главнокомандующего в европейских исторических работах - великому визирю, шанс сосредоточить силы и перейти в наступление. Тем более, что по словам турецкого историка Узунчарышлы ещё 7 апреля Юсуф - паша был смещен за нерасторопность и на его место был назначен амбициозный этнический черкес Кетхуда Хассан Паша ( тур. Kethüda Çerkes Meyyit Hasan Paşa), которого в Стамбуле считали победителем австрийцев при Мехадии и Карансебеше. Факт назначения нового визиря подтверждают и австрийские источники. Так в реляции принца Кобургского указывается что общее командование турецким войском осуществлял "великий визирь Хассан - паша, бывший до этого пашой Видина". Более того, ещё дореволюционный историк А. М. Богданович писал: "Вслед за тем получены были, от разъездов, пленных и шпионов, сведения о прибытии вновь назначенного визиря Кючук-Гассана-паши в Браилов и о наступлении его с большими силами к реке Бузео". Впрочем, все вышеперечисленное никак не мешает значительной части российской историографии, от формально серьезных работ, до Википедии и сайта Большой российской энциклопедии, по сию пору побеждать под Рымником именно отставника Юсуфа - пашу.

Сосредоточив значительные силы, визирь форсировал Дунай и начал наступление на Фокшаны. Одновременно по его приказу был предпринят отвлекающий маневр - удар отдельного корпуса, состоящего в основном из легкой конницы, от Измаила на Лапушну. Потемкин оказался обманут, приняв отвлекающий маневр за основной и приказав основным силам корпуса генерала Репнина (4я дивизия собственно Репнина и 2я генерала Кречетникова) контратаковать противника. Результатом этого маневра стало распыление сил корпуса, когда для взаимодействия с австрийцами осталась только одна дивизия, ну а именно третья под командованием генерал - аншефа Александра Васильевича Суворова. Численность её составляла на начало сентября 89 года порядка семи тысяч человек. Состав этих войск: пехотные полки Ростовский и Смоленский; 4 сводных гренадерских батальона, два егерских батальона; сводный батальон из егерей мушкетерских полков: всего 11 батальонов. Карабинерные полки: Рязанский, Черниговский и Стародубский: всего 12 эскадронов; 2 казачьих полка и 800 арнаутов, при 10 полевых и 20 полковых орудиях. Подозревая, что основной целью турецкого удара должен стать австрийский корпус, Суворов к 16 (5го по юлианскому календарю) сентября сосредоточил войска у местечка Пуцей и начал выдвижение авангардов на соединение с имперцами.

Русские егеря времен Екатерины.
Русские егеря времен Екатерины.

Между тем основные силы Хассана - паши форсировали реку Бузео 16 - 17 (5 - 6го) сентября и двинулись против Галицийского корпуса Саксен - Кобургского. Последний известил Суворова о движении турок 17 (6го) сентября, а уже с утра 18 (7)го начались стычки разъездов, в ходе которых австрийцы выяснили, что главные силы османов сосредоточены у Мартинешти. Поэтому в три часа дня Кобургский приказал построить линию баталии корпуса фронтом на юго - запад, имея перед фронтом дорогу Брэила - Фокшаны. Одновременно опасаясь охвата легкой кавалерией флангов им был отдан приказ о формировании из находившегося южнее Фокшан обоза вагенбурга, оборона котрого была поручена майору Клейну с 700 человек пехоты, 100 человек конницы и шестью орудиями. Впрочем, к счастью для римской императорско - королевской армии османы в этот день не атаковали.

Ситуация ухудшилось на следующий день. Ещё с вечера получив уточненные данные о положении противника, австрийцы с утра начали перегруппировку с разворотом линии баталии фронтом на юг, имея перед фронтом речку Рымну. Выехавший с утра на рекогносцировку вдоль берега Кобургский лично увидел подход турецкого авангарда в количестве четырех тысяч всадников с тремя пушками. Хуже того, он обнаружил, что его гусарские разъезды на южном берегу находятся под угрозой отсечения и уничтожения. Поэтому он приказал двум эскадронам императорского гусарского полка под командованием генерала Мезароса контратаковать турок при поддержке батареи из двух орудий. Правда в ходе боя турецкая конница не только опрокинула эскадроны имперцев в реку, но и на плечах отступающих гусар форсировала её, захватив обе австрийские пушки.

Только введение в дело значительных сил из бригады Карачая позволило оттеснить турок за реку. После чего вплоть до вечера между авангардом турок и пехотой Карачая продолжалась вялая артиллерийско - ружейная перестрелка. Ближе к ночи турецкий отряд отошел к деревне Тырго - Кукули где и встал лагерем.

Ночь с 19 го на 20 сентября прошла для австрийцев относительно спокойно, но посланные с утра в разведку арнауты во главе со своим командиром (нем. Arnautenkapitän) Йовановичем выявили к полудню новый большой турецкий укрепленный лагерь в лесу Крынгу-Мейлор и деревушке Бокза. Кобурга наличие нового лагеря насторожило. Опасаясь охвата своего левого фланга с отсечением его корпуса от дивизии Суворова, он приказал во второй половине дня 20го сентября отойти на северо - восток за ручей Мильков, где и встал лагерем ожидая подхода основных сил русских. Сделать это было ему тем проще, что турки двое суток, 20 - 21 сентября, проявляли полную пассивность, не предпринимая не то что наступления, но даже активных разведпоисков легкой кавалерией.

Мундиры римской императорско - королевской армии времен турецкой войны 1788 - 91гг
Мундиры римской императорско - королевской армии времен турецкой войны 1788 - 91гг

Суворов получивший призыв о помощи от союзников, поспешил на соединение с австрийским корпусом. Выступив вечером 18 (7го) сентября он совершил беспримерный по тем временам переход, который в описании А. М. Богдановича выглядит так: "Войска выступили от Пуцени, и несмотря на дождь, испортивший дорогу, сделали переход в 25 верст, переправились в полдень через реку Бырлад, в Текуче, и отдохнув на привале, прошли еще 15 верст и прибыли к Серету; Суворов предполагал переправиться через сию реку на прямом пути из Текуча к Фокшанам, надеясь, что австрийцы, по сделанному предварительно между союзниками условию, наведут там мост, но разлитие воды в Серете заставило австрийских понтониров устроить мост у Никорешти, 14 верст выше того пункта, к которому пришла русская дивизия. Это непредвиденное затруднение заставило Суворова подняться вверх по реке к Никорешти и увеличило протяжение марша русских 30-ю верстами. Войска наши, несмотря на проливной дождь и сильную бурю, следовали без отдыха, увязая местами по колено в грязи, к пункту переправы; но когда они прибыли туда, то нашли всю окрестную местность затопленною разлитием Серета, и только лишь одна кавалерия успела перебраться на противолежащую сторону реки; прочие же войска принуждены были остановиться. Между тем, как они располагались на небольшой высоте, в соседстве леска, доставлявшего им некоторую защиту от бури, Суворов приказал дежур-майору Курису возобновить мост, что было исполнено, в продолжение 12-ти часов, солдатами, с помощью нескольких сот поселян из окрестных деревень. Утром 9-го сентября (т. е. 20го по новому стилю), войска наши переправились на правую сторону Серета, и следуя далее, по весьма дурной дороге, сделали переход около 20-ти верст и расположились на ночлег близ реки Путны; а на следующий день прошли еще 12 верст, и в 10 часов утра, соединились, не доходя Фокшан, на речке Милькове, с отступившим туда австрийским корпусом принца Кобургского".

Совершив этот беспримерный переход войска Суворова почти половину суток 21 (10го) сентября отдыхали встав лагерем на левом фланге австрийского корпуса. Сам генерал - аншеф в это время произвел в сопровождении малой свиты общую рекогносцировку позиций противника, что вместе с данными имперцев позволило ему составить действительно блестящий план сражения.

Пожалуй здесь следует описать наличные турецкие силы. Османы раздробили свои войска на три неравноценные группировки. Авангард стоял лагерем у деревни Тырго - Кукули и по австрийским данным имел 5 - 6 тысяч человек боевого состава при пяти пушках. Командовал им двух бунчужный паша Хаджи Сойтар. Впрочем, в реляции Суворова численность турок в данном лагере оценивается в 12 тысяч человек, но также уточняется, что половина сего войска "взяла бег" вместе с обозами - то есть, скорее всего, в цифру оценки численности врага генерал - аншеф занес так же и нестроевых обозников.

Далее в пяти верстах (10,5 км) у леса Крынгу-Мейлор находился главный лагерь наиболее боеспособной части османского войска, а именно янычарской пехоты и сипахской конницы, общей численностью до 40 тысяч воинов, из которых количество янычар достигало пятнадцати тысяч. Имелось в наличии 29 артиллерийских орудий. Командовал этим лагерем, по австрийским данным, трехбунчужный Эхесси - паша (нем. Agassi). Лагерь был прикрыт укрепленной батарей в деревне Бокза и окружен некими простейшими укреплениями окопного типа, которые Суворов в реляции называет "ретраншементом" очевидно по отношению к укреплениям в деревне Бокзе.

Наконец ещё в шести верстах (12 км) далее к югу, у деревни Мартинешти, находился основной лагерь турок, при котором пребывал сам Хассан - паша. Общую численность людей в нем можно оценить в 40 - 50 тысяч человек, при пятидесяти орудиях. Только значительную часть этого количества снова составляли нестроевые обозники и прочие тыловики. Судя по всему, турецкий сердар экрем собирался организовать в этом укрепленном лагере большой тыловой магазин для обеспечения наступательных действий своей армии.

Всего в своей реляции принц Саксен - Кобургский дает такую оценку численности османов: "По единодушному свидетельству последовательно приводившихся пленных, армия великого визиря перед сражением насчитывала от 90 до 100 000 человек и, следовательно, всегда до пяти раз превышала численность всего корпуса. Помимо великого визиря, этой вражеской армией командовали шесть пашей, трое из которых были трехбунчужными, а ещё трое двухбунчужными."

Русские историки оценивают численность австрийского корпуса в 18 тысяч человек, соединенных в 10 батальонов, 30 эскадронов, 600 арнаутов при 13 полевых и 30 полковых орудиях. Только здесь учитывается и отряд майора Клейна, сидевший в вагенбурге под Фокшанами и в сражении участия не принимавший. Фактически же, согласно данным австро - венгерского историографа войны Оскара Кристи, полученным на основе изучения журнала боевых действий Галицийского корпуса, на конец дня 21го сентября союзники имели в наличии 21 батальон, 42 эскадрона, 2 казачьих полка и 3 отряда арнаутов, общей численностью 23 960 человек, включая 9560 кавалерии. Австрийцев было порядка 17 тысяч человек, русских около семи тысяч.

Соответственно, Суворовым был разработан план поэтапного разгрома численно превосходящих турок, который за счет внезапности атаки и захвата инициативы не позволил бы тем реализовать своё преимущество в численности, разгромив османов по частям Причем весь вечер 21го сентября был потрачен на убеждение Кобургского принять этот смелый план. Согласно позднейшиму сообщению Саксен - Кобургского состоял он в следующем: "Поэтому его превосходительство (т. е. Суворов) решили вместе с принцем, что объединенная армия должна начать марш с заходом солнца, пройти Рымну до рассвета и сначала атаковать меньший лагерь в Тырго-Кукули, потому как предполагалось, что великий визирь броситься в атаку, на помощь отделенному лагерю, и тем самым оставит выгодную позицию, которую он занял возле Мартинешти.

Генерал-аншеф выбрал для своей дивизии позицию на правом фланге, чтобы первым атаковать указанный лагерь у Тырго - Кукули."

Во второй половине дня русские саперы под командованием инженер - майора Воеводского и австрийские пионеры обер - лейтенанта Келлермана, навели два понтонных моста через Мильков и создали пологие грунтовые съезды по берегам Рымны. После чего соединенная армия всю ночь переходила на южный берег реки и осуществляла развертывание в боевые порядки.

Довольно точный план развертывания союзников составленный дореволюционным русским военным историком генералом Баиовым. Заштрихованные прямоугольники - построение русской дивизии.
Довольно точный план развертывания союзников составленный дореволюционным русским военным историком генералом Баиовым. Заштрихованные прямоугольники - построение русской дивизии.

Построение русской третьей дивизии выглядело так: первая линия 2х батальонных (полковых) огневых каре под командованием генерал - майора Познякова. Причем если егеря занимали центр, то гренадеры прикрывали фланги. Вторая линия под командованием бригадира Вестфалена состояла из каре Ростовского и Смоленского полков по флангам и каре отдельного сводного егерского батальона подполковника Апраксина. Третью линию составляла кавалерия бригадира Бурнашева из трех карабинерных полков и двух приданных австрийских гусарских эскадронов. Согласно австрийскому описанию сражения, она делилась на две полубригады по семь эскадронов в каждой, ориентированных на действия по флангам пехотных линий. Казаки и арнауты - прикрывали фланги русского построения.

Центр построения занимала бригада австрийского генерала Карачая, состоявшая из двух пехотных батальонов полков императорского и Кауница (Пожалуй стоит пояснить - в австрийской армии полки назывались по именам шефов полков или командиров и были чисто административной единицей, основной тактической единицей были батальоны, сведенные в бригады и дивизии) и четырех кавалерийских эскадронов. Согласно реляции Кобургского бригада была выдвинута в авангард, прикрывая развертывание сил союзников.

Ещё левее шла первая линия австрийских батальонных каре из пяти батальонов под командованием генерала Йордиса (нем. Jordis ), за ней вторая линия из трех батальонных каре генерала Левенера. Третью линию занимала основная масса австрийской кавалерии, руководство которой осуществлял непосредственно сам Саксен - Кобургский, благо являлся на тот момент генералом от кавалерии. Австрийские арнауты - прикрывали фланги корпуса Кобурга.

Завершив развертывание, Суворов, не дожидаясь окончания сосредоточения имперцев двинулся к планируемой цели атаки - лагерю турецкого авангарда у деревни Тырго - Кукули. Наверное здесь стоит пояснить, что огневое полковое каре согласно действовавшему тогда "пехотному строевому уставу" было построением не статичным, а мобильным, поэтому атака или передвижение именно в порядке каре отрабатывалась на учениях и маневрах регулярно.

Между тем австрийцы завершив свое развертывание, начали общее движение к большому лагерю у леса Крынгу - Мейлор, как и предписывалось разработанной диспозицией сражения. При этом постепенно смещаясь в право, чтобы закрыть образовавшийся по центру построения разрыв с дивизией Суворова. Приблизительно около пяти утра, подход русских был обнаружен турками из лагеря Хаджи Сойтара, раздались первые выстрелы и битва началась...

(Конец первой части)