Интересный вопрос мне задали: "В чем разница между иктом и ударением?"
Давайте разбираться.
1️⃣ Определение
На первый взгляд, икт – это и есть ударение, само слово переводится как «удар». Синонимом слова «икт» является слово «арсис», что переводится как «подъем». В метрической системе стихосложения так называли долгий слог в стопе, а междуиктовый интервал называли тезисом.
Однако в русском стихосложении организация ритма несколько иная. Вспомним размеры силлабо-тонического стихосложения. Ударные слоги в стопах – это и есть икты (ритмические ударения).
Таким образом, икт – ударный слог, самое сильное место в слове, произносимое с повышением интонации. Икт создает особую структуру стихотворения, ритмический узор, рисунок, придает темп, мелодику.
Можно запомнить простую «формулу»:
слог + ударение + акцент = икт
2️⃣ Отличие икта от словесного ударения
🔴 Главное отличие икта от словесного ударения в том, что икт никогда не бывает слабым, просто не может им быть, а вот ударение – может. При чтении вслух сильное место мы выделяем голосом, а слабое как бы «проглатываем». То есть икт не всегда совпадает со словесным ударением.
🔴 Несовпадение икта со словесным ударением проявляется в возникновении сверхсистемного (внеметрического) ударения на слабом месте в слове (спондеи, тримакры, хориямбы и др.).
Икт перемещается на слабое место в соответствии с размером, а словесные ударения не совпадают с тем, как организованы сильные места в стихотворении (См. предыдущую статью). Например, в народных песнях:
► Со́лдату́шки, бра́вы ребяту́шки,
Кто́ же ва́ши о́тцы?
► Мне́ малы́м мало́ спало́сь,
О́й да во сне́ приви́дело́сь...
► О́й, при́ лу́жку, при лужке́,
При́ широ́ком по́ле,
► А́х! По́д сосно́ю по́д зелено́ю
Спа́ть положи́те вы́ ме́ня́;
🔴 Чистое совпадение икта со словесным ударением в русской поэзии наблюдается в трехсложных размерах, редко – в двусложных.
Совпадение икта и словесного ударения в дактиле:
Бу́синка к бу́синке,
Де́нь как пода́рок.
То́нкий, тоню́сенький
За́пах некта́ра…
(Зоя Ануфриева)
В анапесте:
Водосто́чные тру́бы стреля́ют
бесконе́чными пу́лями дня́…
(Алексей Лучников)
В ямбе:
Она́ не в си́лах ку́бок взя́ть,
Она́ молчи́т и жде́т.
Никто́ не мо́жет е́й сказа́ть,
Когда́ же о́н приде́т…
(Алексей Ладо)
3️⃣ НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА
► Ударение в односложном слове, стоящем перед иктом, подавляется иктом, становится слабым.
► Безударный слог или пауза (цезура) перед иктом выделяют сам икт, способствуют его восприятию. Икта не бывает в пиррихии, трибрахии.
► В стихосложении межиктовые интервалы часто имеют переменный объём, а размер (метр) стихотворения определяется числом сильных мест, последовательным чередованием иктов и междуиктовых интервалов (то есть ударных и безударных слогов).
► Закон силлабо-тонического стихосложения – «запрет переакцентуации»: «Если ударный слог слова приходится на слабое место, то безударные слоги не могут приходиться на смежное сильное».
► Закон относительного ударения: «безударный слог между двумя безударными, но более слабыми слогами воспринимается как ударный, а ударный слог между двумя ударными, но более сильными слогами воспринимается как безударный».
► Особое внимание стоит уделить растяжению иктов – появлению лишнего слога в слове (улицей – улицею, дочкой – дочкою, нет – нету, сомненья – сомнения и т.п.). Оно может быть
1) ошибкой, «втычкой», не несущей, а то и искажающей смысл;
2) стилевым элементом, передающим, к примеру, архаичный стиль;
3) дополнительным элементом эвфонии (благозвучия).
► Особенность икта (совпадать или нет со словесным ударением) дает ему ведущую роль в организации ритма, который часто не равен метру.
Автор статьи: Наталья Романова
Статья в ВК
Все статьи в подборке "О поэзии"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.