Найти в Дзене

Знаменитые самолеты мира: Як-1/3/7/9 (1940)

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Советская линейка истребителей Второй мировой войны, серия одноместных самолетов "Яковлев", была построена в большем количестве, чем их современники, и одержала больше побед, чем все другие типы советских истребителей вместе взятые.

Первым из династии одноместных истребителей Яковлева был Як-1, продукт конкурса конструкторов, начатого в начале 1939 года. С самого начала планировалось разработать истребитель, построенный на базе рядного двигателя Климова М-105П. Конструкторы предусматривали использование дерева или композитных материалов. Полученный в результате прототип И-26 поднялся в воздух в январе 1940 года - низкопрофильный моноплан из сварных стальных труб и деревянной конструкции. В то время как крыло и хвостовое оперение были покрыты тканью, передняя часть фюзеляжа была металлической.

В мае 1940 года был разрешен к производству И-26 с вооружением в виде 20-мм пушки и двух пулеметов, установленных в настиле над двигателем. Хотя летом 1940 года было построено 18 предсерийных Як-1, в 1940 году было завершено строительство только 64 самолетов; второе подразделение получило свои самолеты только в апреле 1941 года. Только один полк на западе был перевооружен на Як-1 ко времени немецкого вторжения в июне 1941 года. Когда Красная Армия была отброшена назад, производство Як-1 было перенесено на заводы в Сибири и других местах.

В то время как темпы производства Як-1 увеличивались, Яковлев приступил к созданию другого истребителя. Для этого выбрали Як-7УТИ, двухместный учебно-тренировочный самолет на базе Як-1. В августе 1941 года учебно-тренировочная модель была переделана в истребитель – Як-7. Он сохранил задний фонарь кабины, но продемонстрировал характеристики, аналогичные Як-1. В сентябре 1941 года производство учебно-тренировочного самолета Як-7УТИ было переключено на истребитель Як-7. В начале 1942 года конструкция была доработана до Як-7А с переделанной кабиной, в то время как на Як-7Б середины 1942 года 7,62-мм пулеметы были заменены на 12,7-мм орудия.

В марте 1942 года была завершена небольшая партия облегченных Як-1, оснащенных усиленными двигателями М-105ПФ, но без пулеметов. В июне 1942 года линейка пополнилась еще одним Як-1б с уменьшенной глубиной задней части фюзеляжа и новым козырьком кабины, улучшающим круговой обзор. Эта особенность была применена на последующих истребителях Як.

В попытке противостоять Bf 109F/G, Як-1 и Як-7B были переоборудованы на двигатель M-105PF с августа 1942 года. Некоторые Як-7Б также комплектовались двигателем М-105ПА, который оснащался новой 37-мм пушкой. После выпуска 8734 Як-1 в июле 1944 года производство переключилось на Як-3.

Летом 1942 года доступность новых сплавов позволила строить Як-7 из материалов, которые позволили снизить вес, что, в свою очередь, позволило увеличить запас топлива и создать Як-7Д с большой дальностью полета. В общей сложности к моменту окончания производства в июле 1944 года было изготовлено 6399 Як-7 всех моделей. В июне 1942 года фюзеляж Як-7Б и двигатель М-105ПФ были объединены с крыльями Як-7Д, а также с урезанной задней частью фюзеляжа и фонарем, аналогичными Як-1Б. Свободное пространство задней кабины можно было использовать для размещения дополнительного топлива, небольших бомб или камер. В конечном итоге получившийся самолет получил обозначение Як-9 и стал стандартной «тяжелой» версией в линейке истребителей Як.

На новом истребителе заменили большинство ранее использовавшихся деревянных деталей и он получил вооружение из одной 20-мм пушки и одного 12,7-мм пулемета. Производственные мощности постепенно переключались с Як-7 на Як-9.

Як-3 был разработан на основе облегченного Як-1 марта 1942 года. Обладая превосходной маневренностью, Як-3 служил ‘легким’ дополнением к Як-9 и оснащался дополнительно усиленным двигателем. Другие изменения включали заниженную заднюю палубу и фонарь заднего обзора, а также новое крыло уменьшенного размаха. Як-3 поступил на вооружение фронта весной 1944 года, и к середине 1946 года, когда производство закончилось, было выпущено в общей сложности 4848 Як-3 всех подвариантов. Як-9 оставался в производстве до конца 1948 года, к этому времени было изготовлено 16769 таких самолетов в различных подвариантах. Послевоенные версии Як-3 и Як-9 включали Як-9П, который имел цельнометаллическую конструкцию и участвовал в Корейской войне, и Як-3П, последний из которых имел трехпушечное вооружение и двигатель ВК-105ПФ.

Последними из линейки военных самолетов были усовершенствованные Як-9М и Як-9У с более мощным двигателем ВК-107А.

Поддержите канал-поставьте лайк.