Найти тему
ROLLINGSTOCK Agency

«Финист» перемен

Оглавление
В кабине электропоезда «Финист». Источник: Уральские локомотивы
В кабине электропоезда «Финист». Источник: Уральские локомотивы

Одним из главных событий минувшего года в железнодорожном машиностроении стало создание на заводе «Уральские локомотивы» нового поколения электропоездов с российским тяговым оборудованием. Уже в декабре первые составы вышли в регулярные рейсы в Свердловской области. Электропоезд с ярким названием «Финист» позволил повысить комфортабельность пассажирских перевозок и эффективность работы железнодорожной сети, а также стал символом технологического суверенитета страны.

В интересах заказчика

Работа над электропоездом была анонсирована в 2021 году, а в 2023-м опытный образец поезда был представлен участникам международной промышленной выставки ИННОПРОМ. В том же году скоростной электропоезд постоянного тока ЭС104 был сертифицирован и введен в подконтрольную эксплуатацию. Название «Финист» было выбрано голосованием на сайте РЖД. Первый контракт с национальным железнодорожным перевозчиком России включил поставку 22 поездов в пятивагонном исполнении, которые уже переданы ему.

Электропоезд постоянного тока ЭС104 «Финист». Источник: Уральские локомотивы
Электропоезд постоянного тока ЭС104 «Финист». Источник: Уральские локомотивы

Недавно завод «Уральские локомотивы» увеличил объем контракта на поставку новых электропоездов. Дополнительное соглашение с РЖД включает 8 пятивагонных составов, которые планируется передать до конца третьего квартала текущего года. Первые составы по соглашению также поступили на Свердловскую железную дорогу, часть из них уже прошли подготовку к эксплуатации и пробные пробеги. Все поезда планируют эксплуатировать в Уральском регионе.

Новые решения — новые возможности

Ключевой особенностью компоновки «Финиста» стал перенос тягового оборудования в моторный вагон. На электропоездах «Ласточка» оно было разнесено на два вагона, поэтому для увеличения ускорения, например, нельзя было добавить только один моторный вагон: необходим был еще один, где располагалась часть комплекта. Новая компоновка позволяет гибко формировать составность «Финиста» от 4 до 12 вагонов и получать требуемое для условий эксплуатации ускорение, меняя количество только моторных вагонов.

-3

При создании ЭС104 была проведена масштабная работа по расширению номенклатуры отечественных компонентов, используемых в его конструкции. Так, тяговые асинхронные электродвигатели были созданы ПТФК «Завод транспортного электрооборудования», а тяговый преобразователь — дочерней структурой Группы Синара, компанией «Тяговые компоненты». Выпуск дисковых тормозов освоила «Транспневматика». На самих «Уральских локомотивах» завершили многолетний проект по созданию одного из самых сложных элементов — тягового редуктора.

Условия годовой подконтрольной эксплуатации для новых ЭС104 были определены в РЖД неслучайно. При запуске новой техники всегда требуется повышенное внимание завода-изготовителя для быстрого решения вопросов, выявленных в ходе эксплуатации. Так, за первые полгода работы ЭС104 на сети были усовершенствованы меры защиты тягового оборудования и усилена защита электродвигателей от попадания снега.

 В цехах «Уральских локомотивов». Источник: Уральские локомотивы
В цехах «Уральских локомотивов». Источник: Уральские локомотивы

«Опыт эксплуатации первых электропоездов „Финист“ с отечественным тяговым оборудованием позволил приступить к проектированию новых модификаций с учетом усовершенствований и доработок, — рассказал генеральный директор «Уральских локомотивов» Олег Спаи. — Сейчас в производстве находится первый образец восьмивагонного состава, который отправится на испытания в ближайшее время. Также завершается разработка двухсистемного поезда, испытания и сертификация которого должны пройти до конца текущего года».

Конструкторские подразделения завода продолжают работу над следующими моделями «Финистов». В плане у предприятия — создание гибридной модификации ЭС105А, которая будет комплектоваться аккумуляторными батареями для работы на неэлектрифицированных участках. Так составы от «Уральских локомотивов» смогут обслуживать еще больше маршрутов, чтобы жители разных регионов страны могли воспользоваться современным комфортным скоростным транспортом.