Обгон является сложным манёвром, который очень не любят начинающие водители. Они ещё не чувствуют достаточной уверенности за рулём, поэтому зачастую не решаются обгонять попутные автомобили. Впрочем, и опытные автовладельцы не всегда понимают, как выполнить обгон правильно.
Обгонять на мосту, под знаком «Обгон запрещён» или через сплошную линию разметки – это табу. Но что делать, если прерывистая линия, через которую вы начали обгонять автомобиль, вдруг стала сплошной. Ответ на этот животрепещущий вопрос я нашёл в одном из постановлений Верховного суда РФ.
Не путать с опережением
Прежде чем переходить к рассмотрению интересного постановления ВС РФ, для начала необходимо определиться с тем, что же понимать под «обгоном». Как известно, все подобные термины закреплены в ПДД и найти их там не составит труда.
Цитировать пункт 1.2 ППД РФ я не стану. При необходимости точную формулировку вы всегда сможете легко найти. Его говорить кратко, основным критерием, отличающим обгон от опережения, является выезд на полосу встречного движения.
Примечательно, что точное определение этого понятие появилось лишь в 2010-ом году. Выходит, что долгое время водители ездили, совершенно не понимая этой очевидной разницы.
И если с обгоном через двойную сплошную все понятно, ведь это категорически запрещено, то с одинарной линией возникают определённые тонкости.
Наверняка опытные водители не раз попадали в ситуацию, когда возвращаться в свою полосу приходится уже через сплошную. А ведь начинали вы обгон через прерывистую.
Согласно ГОСТ, за 100 метров до начала прерывистой линии, отрезки становятся больше, намекая водителю на то, что скоро полоса изменится. Вроде бы все очевидно. Но что такое 100 метров, когда речь идёт о загородной трассе, где скорость потока составляет порядка 100 километров в час.
Водителю, чтобы совершить обгон какой-нибудь фуру, может потребоваться и целый километр для возвращения в свою полосу. Вот и получается, что он начинает обгонять, видя прерывистые отрезки на дороге, а когда выворачивает руль в право, замечает сплошную разметку.
И вроде как по ПДД он не имеет право её пересекать. Но стоит ли ждать прерывистого участка, оставаясь на встречной полосе? Думаю, что не каждый водитель окажется таким хладнокровным. Да и двигаться по встречной полосе запрещено.
Споры разгорались долго
Надо сказать, что споры между водителями, касающиеся этого манёвра, разгорались довольно долго. Одни утверждали, что возвращаться в полосу все равно необходимо, и плевать на разметку. Другие напоминали про ПДД и указывали на то, что водитель, идущий на обгон по трассе, должен заранее все предусмотреть.
И ладно бы в этих спорах участвовали только водители. Не редко в них включались сотрудники ДПС, когда становились свидетелями подобных манёвров.
С формальной точки зрения, водитель нарушает ПДД, пересекая сплошную линию разметки. Тут тебе и основание для вынесения постановления. И в то же время у него остаётся других вариантов, ведь оставаться на встречной полосе не только опасно, но и противозаконно.
Долгое время этот вопрос оставался спорным, пока в эту историю не вмешался Верховный суд РФ.
Ещё в июне 2019-го года в сети появилось постановление ВС РФ. Многие водители ожидают, что суд встанет на их сторону и позволит завершать манёвр через сплошную линию разметки. Но, чуда не случилось.
ВС РФ постановил, что пересечение сплошной разметки запрещено, а, следовательно, и подобный манёвр с обгоном является правонарушением. Наказание предусмотрено статьёй 12.15.4 КоАП РФ. И, надо сказать, наказание весьма суровое.
Формально, суд признал такой манёвр не просто неправильным обгоном, а движением по встречной полосе в случае, когда это запрещено разметкой. За такие «шалости» водитель может лишиться ВУ на 6 месяцев. И штраф тут весомый – 5 тысяч рублей.
Как это часто бывает, решения Верховного суда РФ выглядят абсурдно. Ну что делать водителю, если ему не хватило дистанции, и разметка изменилась прямо у него на глазах. Он ведь не экстрасенс, и не может знать наверняка, какой останется полоса метров через 500.
Но, если немного подумать, начинаешь понимать, почему ВС РФ принял подобное решение. Дело в том, что при рассмотрении конкретного кейса с пересечением сплошной, водитель всегда может сказать, что обгон начинал на прерывистой. И не важно, правду он сообщит, или нагло соврёт.
Если записи с регистратора не будет – установить достоверно, где именно он начинал свой обгон, будет практически невозможно. Вот и получилось бы, что, пойдя навстречу водителям, судьи предоставили им практически законную возможность совершать обгоны там, где им захочется, не взирая на разметку.
От себя же хочу добавить, что я сам, оказавшись в подобной ситуации, даже не задумаюсь, прежде чем вывернуть руль вправо. И не важно, буду я пересекать сплошную линию или нет. Ждать прерывистую я точно не стану. Это просто опасно для жизни.
Когда речь идёт о твоей безопасности, то между спасением и штрафом, я всегда выберу штраф. Деньги можно заработать, да и полгода походить пешком – не самое страшное. Жизнь и здоровье, которое можно потерять из-за собственной глупости, вернуть уже не удастся.