Не прекращавшаяся все годы деятельность ОГПУ в отношении многих находившихся в Сибири лиц польской национальности с начала 1930-х годов начала набирать новые обороты. В частности, в 1931 году в Томске и окружающих его селах была арестована группа поляков в количестве 18 человек по делу арестованного в Томске ксендза, администратора Католической церкви в Сибири Юлиана Гронского. В 1936 году по сфабрикованному Томским горотделом ОГПУ делу «Партия народных героев» арестована группа крестьян – поляков в количестве 34 человек, проживавших в ряде сел под Томском.
3 марта 1937 года Сталин выступил с докладом на заседании февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б), в котором говорил об обострении классовой борьбы по мере строительства социализма в стране, окруженной враждебными капиталистическими государствами. Мол, остатки враждебных сил не уничтожены, они систематически будут вредить партии в строительстве социализма, если не принять мер по их ликвидации. Данное выступление вождя народов послужило сигналом к началу массовых репрессий в СССР, получивших определение «Большого террора» или «Генеральной чистки».
С осени 1937 года в кампании террора обозначился также и национальный оттенок. Специальные приказы НКВД, начавшие поступать в этот период в местные управления НКВД за подписью комиссара НКВД Н. Ежова, требовали проведения «линейных» национальных операций. Первой из них стала «польская операция».
Руководящим документом к началу массовых репрессий против польского населения в СССР стал секретный приказ НКВД №00485, одобренный и утвержденный Политбюро ЦК ВКП(б) 9 августа 1937 года, подписанный Николаем Ежовым 11 августа, и после этого вместе с закрытым письмом «О фашистско-повстанческой, шпионской, диверсионной, пораженческой и террористической деятельности польской разведки в СССР» разосланный во все краевые и республиканские органы НКВД.
Приказ предусматривал начало «польской операции» 20 августа 1937, на её проведение отводилось три месяца, однако, затем сроки были продлены до ноября 1938 года.
Согласно данного приказа аресту подлежали оставшиеся в СССР военнопленные польской армии, перебежчики из Польши, члены польских политических партий, поляки, работавшие в органах НКВД, в Красной Армии, на военных предприятиях и на транспорте; во вторую очередь — работавшие на промышленных предприятиях необоронного значения, в сельском хозяйстве, а также чиновники разных учреждений. В приказе особо отмечалось, что в Западной Сибири находится 5000 перебежчиков из Польши, из которых учтено не более 1000, такое же положение с учетом политэмигрантов из Польши, поэтому необходима решительно широкая операция по их изъятию органами НКВД.
В «закрытом письме» к данному приказу была нарисована фантастическая картина деятельности польской разведки в СССР, якобы создавшей по всей стране широкую разветвленную сеть Польской военной организацией (ПОВ), агенты которой проникли во все звенья государственного аппарата (НКИД, НКВД, РККА) и народного хозяйства СССР. Здесь же приводился перечень возможных обвинений: участие в повстанческих ячейках ПОВ и подготовка вооруженного восстания внутри страны с началом войны СССР с одной или несколькими империалистическими державами, шпионаж, антисоветская агитация, террор, организация диверсий и вредительство во всех сферах народного хозяйства.
Отличительной чертой «польской операции» периода «большого террора» было то, что она была не только первой, но и самой крупной из всех национальных (немецкой, греческой, финской, литовской и других) операций по числу жертв. Объясняется это не только многочисленностью польского контингента в СССР, но и особым отношением руководства СССР и лично Сталина к Польше, сумевшей дать в 1920 году решительный бой большевикам под Варшавой и похоронить их мечты о победе пролетарских революций в Европе.
По данным историков, в ходе «польской операции» число осужденных в «альбомном порядке» и особыми «тройками» НКВД с 25 августа 1937 по 15 ноября 1938 составило:
◾ по Алтайскому краю — 1540 человек,
◾ по Омской области — 1106 человек,
◾ по Новосибирской области — 7444 человек,
из которых 7012 человек были приговорены к ВМН и расстреляны.
По территории Томской области, которая тогда входила в состав Новосибирской, репрессии прошлись железным катком, особенно захватывая в свою орбиту места компактного проживания поляков, а также районы Нарымского края — привычно традиционного места ссылки политически неблагонадежных со всей страны. Здесь в ходе «польской» операций аресты НКВД не обошли стороной фактически ни одну польскую семью.
Особенно массовыми аресты были в январе-феврале 1938 года. Например, в ночь с 11 на 12 февраля в одном из мест компактного проживания поляков — селе Белосток были арестованы практически все мужчины-поляки, всего 88 человек. Через три месяца подавляющее большинство из них были расстреляны в окружной тюрьме НКВД города Колпашева.
Статью о Белостокской трагедии мы публиковали на этом канале в мае 2023.
Подобные массовые аресты в это же время прошли в соседней польской деревне Полозово, наполовину польской деревне Петровке, других местах нахождения поляков.
Из книги В. Ханевича «Белостокская трагедия»:
«В небольшой деревушке Никифоровке живших там поляков арестовывали таким образом: им через председателя сельсовета объявили, что необходимо собраться в сельсовете с ружьями для участия в каких-то учениях. Когда мужики собрались, им предложили ружья поставить в угол, а затем объявили, что все они арестованы. Среди арестованных были Лекаревич Клементий и его братья — Иван, Эдуард и Феликс. Видел всю эту процедуру ареста сын Клементия — Александр, в то время пацан, увязавшийся идти вместе с отцом на «учения» в сельсовет. Впоследствии, жена Лекаревича Клементия, Мальвина, не выдержав издевательств местных жителей, в 1942 году вместе с детьми перебралась на свою родину в Белосток»...
В пяти томах книги «Боль людская» — поименного списка репрессированных на территории Томской области в 1920 – начале 1950-х гг., включено 1469 поляков, что составляет 11,9% от общего числа репрессированных по области или абсолютное второе место после русских, в то же время занимая в удельном весе всего населения области менее 0,5%.
Поименный список жителей Томской области - поляков, репрессированных за годы «большого террора», в 1937–1938 гг., содержит 1290 имен.
Всего же по стране в ходе «польской операции» 1937–1938 было репрессировано более 20 % польского населения СССР. Среди более 1,6 миллионов жертв Большого террора 144 тысячи человек было арестовано во исполнение «польского» приказа № 00485, из них 79% расстреляно.
В Новосибирской области доля приговоренных к расстрелу поляков доходила до 96%. Так, из всех арестованных и осужденных в 1937–1938 годах жителей села Белостока (91 человек) только один из них, двадцатилетний Иван Александрович Иоч был приговорен к 10 годам заключения в ГУЛАГе, его 75-летний отец умер в Колпашевской тюрьме на руках у сына до вынесения приговора, а все остальные расстреляны.
Арестом и вынесением приговора дело не ограничивалось. После ареста человека «по линии НКВД» для его семьи и родных, как правило, также наступал период гонений и преследований. Семьи «врагов народа» выселяли из квартир, их жен не принимали на работу, их детей исключали из учебных заведений, по отношению ко многим устраивали травлю или бойкот в школе или на работе.
В формирующемся сотрудниками Томского мемориального музея истории политических репрессий «Следственная тюрьма НКВД» фонде воспоминаний репрессированных и членов их семей есть много конкретных примеров подобных гонений и преследований на них самих и их близких, в том числе семей репрессированных поляков. Пройдя через все эти испытания и видя негативное отношение к себе властей именно из-за национальности, большинство поляков в СССР стремились скрыть свою национальность, боялись говорить по-польски, при удобном случае меняли фамилию и «явно не русские» имена и отчества. К тому же «естественной» русификации польского населения способствовала инородная этническая среда, в которой они постоянно находились.
Политические репрессии в СССР в 1920-е и особенно массовый террор во второй половине 1930-х годов нанесли тяжелейший удар по всему советскому обществу, а «национальные операции» НКВД, в том числе и против поляков, не только ухудшили отношения между народами внутри страны, но и существенно обострили международные отношения с соседними государствами.
1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу, 17 сентября в ее восточные территории без официального объявления войны вторглись войска восточного соседа — СССР, открыв тем самым новый период советско-польских отношений.
Василий Ханевич, историк-полонист, сооснователь Томского мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД», снс ТОКМ им. М.Б. Шатилова.
Использованы источники:
- ГАТО. Ф. Р-802 О. 1. Д. 889;
- Архив УФСБ Томской области. Д. П-1273. Л.35-38.
- Оперативный приказ № 00485 Народного комиссара Внутренних дел СССР Н. Ежова о начале кампании политических репрессий в отношении лиц польской национальности.
- Закрытое письмо о фашистско-повстанческой, шпионской, диверсионной, пораженческой и террористической деятельности польской разведки в СССР. 11 августа 1937 г.
- Поляки в Томском крае в 1920-1940 гг. Сборник архивных документов и материалов. Автор-составитель: В.А.Ханевич. Томск: Изд-во, «Национального исследовательского Томского политехнического университета», 2013. — с.360;
- Поименный список жителей Томской области - поляков, репрессированных за годы «большого террора», в 1937–1938 гг.;
- Аудиозаписи воспоминаний жителей села Белосток;
- «Белостокская трагедия». Документальный фильм. Российская московская телерадиовещательная компания «Москва». 1992;
- В сибирском Белостоке открыли костел, на который собирали деньги всем миром. Документальный фильм. ТВ2. 2021;
- Белосток. Видеорепортаж о посещении села Белосток с рассказом уроженца села, сотрудника Мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» В.А. Ханевича, подготовлен участниками экспедиции Уральского «Мемориала» в августе 2021 года.
О Польской операции НКВД 1937–1938 годов в Западной Сибири и Томско-Нарымском регионе
Музей «Следственная тюрьма НКВД»
#репрессии #репрессиивтомске #репрессиивсибири #томск #нквд #репрессивнаямашина #томскиймартиролог #белосток #белостокскаятрагедия #польскаяоперация #установкапамятника