Иногда человек пытается часами, днями и даже месяцами заучить хотя бы небольшой фрагмент произведения по нотам, но у него не получается.
Как можно упростить этот процесс:
1. Когда вы открыли ноты, сначала сделайте общий «осмотр» произведения. Не кидайтесь сразу играть. Поймите, где вы находитесь, сориентируйтесь. У меня про это есть отдельная статья: https://dzen.ru/a/ZYyg4M8DtxTyYPzo
Здесь лишь скажу, что нужно в первую очередь определить тональность произведения (кто не знает, что это такое и как это работает, расстрою вас: запоминание музыки далеко не продвинется).
2. Итак, вы определили тональность. Если вы не играете регулярно гаммы и не быстро ориентируетесь в разных тональностях — сколько где знаков (или, проще говоря, черных нот), то следующим шагом я советую вам поиграть гаммы именно в той тональности, в которой написано ваше произведение. Играйте гаммы каждой рукой поочередно, двумя вместе, в прямом движении или в расходящемся. Что это дает: вы очень хорошо привыкаете к тем звукам, которые у вас будут преобладать в произведении. И не надо эти гаммы играть часами. Минут 15-20 поиграли, и хватит. Помните о цели: вы хотите сориентироваться в звуках тональности и приучить пальцы их играть.
3. Далее вы можете посмотреть, какой тип фактуры используется в произведении, и потренироваться в его исполнении. Фактура — это то, как организованы звуки в произведении. Например, у вас может быть движение аккордами или по гаммам, или по арпеджио. Может быть мелодия +аккомпанемент, а может быть многоголосие, когда аккомпанемента нет, а есть несколько равноправных голосов.
Например, вы видите, что у вас есть много аккордов в произведении. Тогда вы отдельно тренируете взятие аккордов в данной конкретной тональности. Это тоже помогает вам разобраться , в том числе руками (механически), где будут располагаться звуки в аккордах данной тональности. Вы можете поиграть как минимум трезвучие от первой ступени двумя руками, перенося его через октаву все выше и выше, а потом ниже и ниже, чтобы вы в любом месте клавиатуры могли легко найти нужный вам аккорд. Вы также можете поиграть трезвучия от других ступеней. Опять же — недолго.
А что по поводу разбора нот? КОНЕЧНО, параллельно с этими тренировками вы разбираете сам нотный текст. А тренировки помогут вам лучше осознавать, что именно вы разбираете, а пальцам — быстрее ориентироваться в звуках тональности.
Меня иногда спрашивают нужно ли упражняться в игре гамм, арпеджио или аккордов, и если нужно, то зачем. Надеюсь, теперь это вопрос прояснился))
Попробуйте! Успехов! ЧУТЬ НЕ ЗАБЫЛА! Приглашаю вас на свой телеграм канал: https://t.me/+fP3YQgmt0Ic5NmFi