Зачем учить сольфеджио?
Учимся на фортепиано с нуля
5823
подписчика
Меня зовут Марина. Я профессиональный музыкант, образование музыкальное высшее. Пишу песни, преподаю. Показываю и рассказываю о музыке просто и доступно. Подход в работе: учитель+ученик+позитивный настрой=победа и удовольствие. Читайте и смотрите))
2 СПОСОБА ПОДБОРА МЕЛОДИИ Друзья, я уверена, многие из вас пробовали подбирать по слуху мелодии из любимых песен. У кого-то это получалось, у кого-то — не очень. Подбирать можно двумя разными способами. В чем суть подбора по слуху? Суть в том, чтобы делать это ПО СЛУХУ! Когда вы слышите мелодию, вы должны слышать, что высота звуков в ней меняется. И вы должны слышать :1) повышается мелодия или понижается и 2) насколько сильно она повышается или понижается. То есть, вы должны научиться слышать «звуковые расстояния». Именно для этого необходимо сольфеджио. Именно этому мы учимся на базовом уровне: на курсе «Основы сольфеджио». И это самый правильный способ подбора мелодии, а в дальнейшем — и аккордов к песне. Есть и другой способ подбора мелодии: методом «тыка». То есть, вы, слушая мелодию, нажимаете довольно беспорядочно разные клавиши на фортепиано, пытаясь угадать или услышать: «подходит или не подходит». То есть, ваша слуховая память при этом не работает. Вам не на что опереться, потому что вы не научились слышать «звуковые расстояния». Вы не звуки , а клавиши! Для вас нет системы или логики в том, что вы слышите. Поэтому от такого метода подбора не получишь больших достижений. Он не дает вам понимания. А первый способ дает. Поэтому для своего курса по основам сольфеджио я взяла за основу именно этот способ и выстроила УПРАЖНЕНИЯ на курсе так, чтобы ученик мог подбирать мелодию, опираясь на свой музыкальный слух и память, а не на сиюминутное звучание той или иной клавиши. И мои ученики отмечают, что после курса они стали ПОНИМАТЬ музыку и подбирают осознанно. Согласитесь, приятнее, когда ты делаешь что-то и при этом понимаешь, что именно ты делаешь и как ты это делаешь?
СОЛЬФЕДЖИО — ЭТО ДЛЯ МАТЕМАТИКОВ! «Сольфеджио — это чистая математика!» «Сольфеджио — это сложно!», «Сольфеджио можно понять только в детстве», «Я боюсь, что я это не пойму!» Друзья, хочу развеять эти мифы! Читайте НИЖЕ! 1. Сольфеджио, как предмет, был создан прежде всего для развития музыкального слуха. Даже само слово переводится как «соль» и «фа» (названия нот) и означает оно «пение с называнием нот». То есть это ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРЕДМЕТ. И главное в этом предмете не столько теория, сколько правильная практика. 2. Если говорить о моем курсе по основам сольфеджио, на нем дается ТОЛЬКО ТА ТЕОРИЯ, которая реально необходима! Без воды и пространных отступлений)) Она изложена в очень доступной форме, с примерами. Плюс в материалы курса помимо видео-уроков входят файлы с теорией, так что если понадобится, можно будет просто перечитать материал, чтобы «освежить» в памяти какое-то понятие. 3. Но главное, за счет чего вы усваиваете эту теорию — это ПРАКТИКА. И ее на курсе очень много. В процентном соотношении , я думаю, это примерно 70% курса! Благодаря этому ваше знание не остается «висеть» в виде какой-то абстрактной идеи. Вы СРАЗУ ЖЕ применяете это знание и оно обретает для вас реальность. 4. Все что вы изучаете, вы затем слушаете, играете, поете и подбираете. Мы «прокачиваем» ваш музыкальный слух с разных сторон. И вы не ограничены в том, как долго вам выполнять те или иные упражнения. Вы делаете их до уверенности. И благодаря этому вся эта «напускная» сложность сольфеджио просто улетучивается. ЕЕ НА САМОМ ДЕЛЕ НЕТ! Ну как? Развеяли мы этот миф?
ДРУЗЬЯ, ЭТО ОТЗЫВ ОТ АЛЬБИНЫ, КОТОРАЯ БУДУЧИ НОВИЧКОМ, ПОШЛА КУРС ПО ОСНОВАМ СОЛЬФЕДЖИО: "Для меня цена полностью себя оправдала, так как получить знания в новой сфере, испытать, узнать и улучшить свой слух, приобрести новое умение слышать и осознавать музыку, кажутся мне даже наиболее ценными вещами. А 2 месяца полного погружения в музыку в сопровождении , поддержке и направлении опытного учителя и приятного человека, это лучшее время🙏 Мне кажется, приобрести такой пласт знаний, погрузиться в искусство музыки и применить его в таком разрезе времени - это лучшее применение моих денежных ресурсов и самая оправданная оплата 🙏"
СКОЛЬКО СТОИТ МЕЧТА Друзья, я ради интереса спросила нескольких учеников своего курса по сольфеджио, как они оценивают соотношение цена/качество после прохождения курса Основы сольфеджио. Было очень отрадно узнать, что они мало того, что все довольны полученными результатами, но еще считают, что получили больше, чем ожидали, а главное — что они очень правильно сделали, что наконец-то вложились в свою цель! И речь не только о деньгах. Это и время, и энергия, и внимание. Часто мы отказываемся от выполнения своих целей, потому что сами их обесцениваем, считая, что «есть дела поважнее». Особенно по сравнению с такой нематериальной вещью, как музыка! Ну неужели некуда больше вложить энергию, время и деньги, кроме как в музыку? Да еще и в окружении найдется «доброжелатель», который скажет: «Лучше делом бы занялся, чем по клавишам стучать, тем более у тебя не очень-то и получается!» Но как в жизни без мечты? Без удовольствия? Без красоты? Почти все мои ученики — это работающие и очень занятые люди! У которых и семья, и дети , и дом и т. д. и т. п. Занимаются они в основном по вечерам, после работы, или как-то еще находят свободные минутки. Я сначала очень переживала, что они устают за день, а потом еще и музыкой занимаются! Но ВСЕ они говорят мне, что для них занятия музыкой — это лучший отдых! Это отдушина! Они наполняются энергией, хочется создавать, творить, настроение улучшается! Жизнь приобретает другие краски, рутина отступает! Люди занимаются С УДОВОЛЬСТВИЕМ! А кто сказал, что в жизни нет места удовольствию?)) А вы как думаете?
СПОРИМ, ВЫ СМОЖЕТЕ НАПИСАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ? Один из очень действенных способов развить музыкальный слух и научиться им пользоваться при подборе песен и при игре на инструменте — это делать музыкальные диктанты. Это немного похоже на диктанты по русскому языку в школе. Только в музыкальном диктанте мы слушаем не слова и предложения, а музыкальные звуки и их сочетания. Для тех, кто никогда не делал музыкальных диктантов или у кого они не получались в музыкальной школе, это может казаться СЛОЖНЫМ! Но если вы сначала поймете несколько необходимых терминов, потом немного потренируетесь играть и петь разные сочетания звуков, диктант станет абсолютно ВЫПОЛНИМЫМ делом! Главное понять, что диктант — это не конкурс «Угадай мелодию»! И он не делается просто ради самого себя. Диктанты нужны, чтобы развить музыкальный слух, чтобы натренировать слух слышать определенные вещи. Чтобы в результате вы могли подбирать музыку, а также лучше ее понимать! Мой курс по основам сольфеджио проходили новички. Люди, которые вообще никогда не занимались музыкой. И каждый из них отлично справился на курсе не только с диктантами, но и с подбором любимых мелодий. Ведь именно ради этого мы и писали эти диктанты — чтобы потом УСЛЫШАТЬ определенные вещи, распознать их и таким образом подобрать! А у вас был опыт написания музыкальных диктантов? А может кто-то хотел бы рискнуть и попробовать? :))
Музыкант везде найдет инструмент! И на улице и в помещении. Это мы гуляли по вечерней Москве и за 20 минут я наткнулась на 2 пианино! ))
СЕКРЕТ ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ Бывают такие онлайн курсы, где вы просто заходите на автоматизированную платформу, какой-то бот вам «выдает» материалы, потом это как-то автоматизированно проверяется, и вы получаете «пропуск» на следующий уровень. По принципу компьютерной игры)) На своем курсе по основам сольфеджио я решила сделать акцент на ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ в позитивной манере. Поэтому все задания я проверяю лично. Более того, если у ученика вопрос или непонимание, он не остается на произвол судьбы. Мы обязательно разбираемся с любым непониманием. Многие боятся начинать изучать сольфеджио именно потому, что думают, что не смогут его понять, и что если изучать его онлайн, то «спросить не у кого». Именно поэтому я не беру 200 студентов на курс — чтобы была возможность общаться и помогать индивидуально, если это требуется. Кстати сказать, у меня курс выстроен очень последовательно и «затыки» у учеников возникают очень редко, но иногда бывает, и тогда мы просто созваниваемся или списываемся и проясняем какие-то моменты. Такая командная работа. Никакого формализма)) Я заметила, что это очень нравится моим ученикам. Многие отмечают такой подход в нагшей работе как очень большой ПЛЮС. Живое общение — это здорово! Вы согласны?
Друзья, вот успех Дианы, которая с нуля начала учиться музыке, в том числе и сольфеджио! Если кому-то мелко читать, вот текст покрупнее: Я начала учиться в 44 года. До этого я никогда и нигде не обучалась музыке, музыкой не интересовалась, а все, что я знала о музыке - что она каким-то заковыристым и непонятным мне образом состоит из семи нот. И что когда ребенка отправляют в музыкальную школу, он учит сольфеджио. Что это, зачем это, для чего это - я ничего не знала и, прямо скажем, меня это не сильно интересовало всю жизнь. Но тут папа взял и подарил мне синтезатор. И выяснилось, что из него, конечно, можно извлекать звуки, но какие? Несистематизированные, одни и те же (да-да, смешно звучит, но факт - сплошные до-мажор и ля-минор, но это я поняла позже). А в то же время существует МУЗЫКА. И люди каким-то образом ВЫНИМАЮТ ее из этих черно-белых клавиш! Как?! Конечно, я пошла в интернет и узнала, что можно нажимать клавиши по номерам 😆 как картину красить по номерам. Вроде и красишь, но это не живопись. Так и тут. Нажмите сначала 1, потом 7, потом 3 и 2, потом 5... а что, почему, зачем? Что за 1? Что за 5? Я билась, пыталась, подбирала... полгода могла искать один аккорд. За год мне удалось почти подобрать вступление к любимой песне. Почти - потому что нет, не удалось. И тут я увидела в ютубе Марину. Марина не учила жать клавиши по номерам. Марина сказала: сольфеджио! Это интересно, это здорово, это не страшно! Она сказала, и я решила рискнуть. И вот, что я скажу: это поразительно, друзья, но теперь я ПОНИМАЮ клавиатуру. Я стала слышать иначе музыку! Я научилась видеть и ценить по достоинству ее красоту. И сложность. Ну и конечно это сольфеджио - удивительная штука. Просто магия в твоих руках.
МНЕ НЕКОГДА ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ! Иногда встречаюсь с идеей о том, что на занятия музыкой нужно много времени, как в детстве, а сейчас, когда работаешь, время уже упущено, поэтому есть СТРАХ, что не получится понять сольфеджио. Вы знаете, да, если расходовать время не оптимально, действительно, его может не хватать. Что я вывела как основной принцип для преподавания сольфеджио: Обязательно нужен баланс между теорией и ее практическим применением. Даже если ученик начинает С НУЛЯ, нужно стараться приложить изучаемую теорию к музыке, к практике, что позволит понять, ЗАЧЕМ вам нужна эта теория и как она «участвует» в создании музыки. И именно так я выстроила свой курс. Я пришла к такому способу преподавания после анализа того, как обучают в школах и того, какой результат имеют большинство детей или взрослых после обучения. В большинстве своем этот результат такой: закончил школу или обучение с преподавателем, выучив несколько произведений, но кроме них больше ничего не может ни сыграть, ни подобрать, ни даже выучить самостоятельно. Что это значит? Это значит, что человек учился пальцами и глазами. То есть, механически и зрительно запоминал, как что-то играть. БЕЗ ПОНИМАНИЯ. Если по-простому: без головы и ушей)) То есть, времени потрачено МНОГО, а результата НЕМНОГО! Конечно! Практика нужна и без нее не получится научиться играть. Это 100%! Но играть нужно осознанно! А осознанность приходит, когда ты знаешь теорию, когда твой слух развит и ты можешь слышать, как эта теория «работает» в музыке. Эти навыки дает именно СОЛЬФЕДЖИО. И когда у вас есть основа, которую закладывает сольфеджио, - во-первых, вам на практику нужно в разы меньше времени, чем если бы вы просто бездумно заучивали что-то с помощью повторов — механически; - а во-вторых, вы можете использовать эту основу для чего угодно —для разбора по нотам, для запоминания, для подбора по слуху и т.д. Вы не будете ограничены только тем, что вы выучили пальцами или тем, что вам показали. Иными словами, у вас будет не только рыба, но и удочка! Именно это и должно происходить, когда вы занимаетесь сольфеджио!
Друзья, какая информация о курсе по основам сольфеджио вас интересует больше всего?Ответы можно писать в комментариях. 1. Сколько времени нужно для прохождения курса? 2. Реально ли освоить это, если мне говорили, что у меня нет слуха? 3. Зачем мне сольфеджио, если я просто хочу научиться играть по нотам и все? 4. Как сольфеджио может мне помочь научиться чисто петь? 5. Как сольфеджио может помочь при подборе музыки? 6. Я и так могу подобрать по слуху мелодию, а вот аккорды не могу. Может ли здесь как-то помочь сольфеджио? 7. Другое. Напишите что именно.
100 НЕПРАВИЛЬНЫХ И 1 ПРАВИЛЬНЫЙ СПОСОБ, ЧТОБЫ НАЧАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ. Общаясь со своими учениками и теми, кто только подумывает начать, я часто слышу о неудачных прошлых попытках научиться играть на фортепиано. Как подступиться к занятиям музыкой? С чего начать? Кажется, что есть очень много путей для этого: - Некоторые думают, что нужно играть много гамм и разных упражнений, - Некоторые «закапываются» в теорию, - Некоторые, наоборот, ставят цифры на каждой клавише и начинают запоминать пальцами, - Некоторые «наваливаются» на нотную грамоту и учатся читать ноты. Какой из этих способов самый правильный? Отдельно — никакой! Особенно вариант с номерами на клавишах. Да, игра на инструменте — это комплексная деятельность, тут нужна и моторика пальцев, и знание теории, и нотная грамота, конечно, и много чего еще! НО: музыка, в первую очередь — это ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ. И как у любого языка в нем есть свой алфавит и свои элементарные правила. И прежде всего, нужно знать ЭТО. Музыка состоит из звуков. Эти звуки соединяются по определенным правилам. В результате получается красота. Если мы этих правил не знаем, у нас не получается: - развить слух - понять структуру даже самой простой песенки - выучить музыку - запомнить музыку - не забыть то, что учили - не говоря уже о том, чтобы подобрать! И вместо удовольствия от занятий музыкой мы получаем расстройство, а иногда и идею о том, что «у меня нет способностей, слуха, голоса, ума, памяти» и т. д. Короче говоря, правильный способ начать занятия музыкой — это освоить ОСНОВЫ музыкального языка. И я имею в виду не только узнать, как называются те или иные вещи, но главное — НАУЧИТЬСЯ ЭТО ПРИМЕНЯТЬ, научиться делать что-то на этом языке. Основы эти изучаются в сольфеджио. Несмотря на весь ужас, каким овеян этот предмет, это супер-необходимый, простой и очень ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ предмет, если делать все правильно! А главное — с его помощью вам откроются дери в мир музыки. Вечером вас ждет интересный опрос, а пока что — хорошего дня!
Друзья, вот успех новичка, который недавно зазкончил мой новый курс "Основы сольфеджио". Ниже фото, но текст привожу здесь для удобства чтения: "По итогам занятий на курсе «Основы сольфеджио»: 1) До начала занятий я не знал где на фортепьяно находится нота СИ ни нота ФА, не говоря о диезах и бемолях и прочих вещах. Пытался пару раз научиться по самоучителю, ничего не понял, бросил, посчитал себя неспособным к этому. Хотя музыку люблю, слушаю и в записях и в живую. Но желание научиться играть и лучше разбираться в музыке не пропало и когда появилось время очень кстати пришелся этот курс. 2) Методика подошла мне довольно точно: последовательно, не спеша, по шагам, понятно и просто, доходчиво, от простого к сложному. 3)Я узнал где на фортепьяно ноты, где бемоли , а где диезы, что такое тоны и полутоны, научился находить любую ноту на клавиатуре и ее воспроизвести. 4) Понял чем отличаются мелодия и гармония, что играют правой рукой ,а что левой. 5)Затем разобрался со ступенями и интервалами: прима, секунда, терция, кварта, квинта, тритон, секста,септима и октава. Научился их строить, находить в мелодии, записывать на слух последовательность интервалов. 6)Узнал отличие консонансов и диссонансов, нахождение их на клавиатуре, распознавание и запись. 7) Освоил нотный стан, ключи и научился записать каждую ноту(клавишу) фортепьяно на нотном стане, и наоборот любую ноту могу с нотоносца перенести на фортепьяно (сыграть) Научился записывать все интервалы, считывать и сыграть . Стал узнавать в звучащих мелодиях интервалы, понижение и повышение мелодии, ее структуру.8)В конце занятий смог записать интервалами мелодии известных мне песен(куплет). Затем перенести на нотный стан( ноты пока без длительностей и ритма) и самое интересное сыграть ее правой рукой(не всеми пальцами, неумело), хотя до этого вообще не умел.9)Кроме того слушая записи музыки , популярные передачи по истории музыки стал замечать нюансы, изменения в мелодии по интервалам и пр. , .10)Понимаю что я только в начале. В дальнейшем надеюсь пройти Ваш курс по гармонии, ладам и др. Но основа есть, стали более понятны и самоучители и записи в интернете других Ваших уроков.11) За основу возьму выложенные в интернете Ваши уроки по игре на фортепьяно, самоучитель, и буду последовательно осваивать уже игру. 12)Жду приглашения на продолжение курса. Контакты сохраняем. Здоровья и удачи."