Найти тему

Мифы на дне океана: Левиафаны

Сначала Бог создал двух Левиафанов: самца и самку, но потом испугался, что их потомство заполнит весь мир и убил самку. Самца он оставил в живых, а мясо самки сохранил, чтобы подать его на пиру, который будет проводиться перед концом света в шатре, сделанном из её кожи. Но Бог не успел вовремя - есть и третья тварь.

Левиафан, ужасающее величественное создание, что олицетворяет хаос и силу, способное бросить вызов самому порядку мироздания. С древних времен он был символом, соединяющим идеи мощи и непредсказуемости. В мифах народов мира Левиафан предстает не только как чудовище, но и как хранитель древних тайн, погружающий в пучины мрака умы смельчаков, осмелившихся вступить на его территорию. Он представляет собой колоссальное морское существо, сочетавшее черты китообразного и драконоподобного, обитающее в глубинах космических океанов, и иногда выходящее в человеческие моря, вызывая разрушение, извергая такие огненные потоки, что вода вокруг бурлила, а морские жители варились в кипящей воде.

В книге Иова описание Левиафана было не менее пугающее: «Круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости».

-2

В более поздних источниках можно найти упоминания о том, что изначально Левиафан и Бегемот (демон, олицетворяющий чревоугодие) были едины, а потом разделены на два существа, причем Бегемот — мужского пола, а Левиафан — женского.

«И в тот день будут распределены два чудовища: женское чудовище, называемое Левияфа, чтобы оно жило в бездне моря над источниками вод, мужеское же называется Бегемотом, который своею грудью занимает необитаемую пустыню, называемую Дендаин, находящуюся на востоке сада, где живут избранные и праведные и куда взят мой дед, седьмой от Адама первого человека, которого сотворил Господь духов».

В иудейских рассказах о конце времен есть упоминания, что левиафан и бегемот убьют друг друга в схватке, а их мясо будет служить угощением на пиру праведников.

-3

С приходом современности образ Левиафана начал трансформироваться, став метафорой для гигантов мировой политики и экономики, угрожающих стабильности общества. Это существо стало олицетворением абстрактных страхов — от глобальных катастроф до внутренней пустоты. Как и в древности, мы продолжаем сталкиваться с нашим собственным Левиафаном, будь то в виде социальных изменений или экологических катастроф. Никто не может предсказать, когда и как Левиафан вновь выйдет на поверхность, но каждое поколение было вынуждено находить способы противостоять этому чудовищу, осознавая, что его тень всегда будет препятствовать нашему существованию.

Наука
7 млн интересуются