В День железнодорожника нельзя не вспомнить о подвиге представителей этой важнейшей профессии в годы Великой Отечественной войны. С первых военных дней железнодорожники обеспечивали быструю доставку войск и техники к фронту. Для этого пришлось перестроить железнодорожный комплекс на военный лад, введя особый график движения поездов с 22 июня 1941 года. В первую очередь продвигались воинские эшелоны и грузы, связанные с мобилизацией.
Работа железных дорог осложнялась эвакуацией промышленного и сельскохозяйственного оборудования на Восток. Железнодорожники использовали технические новшества и передовые методы труда, такие как скоростное формирование поездов и безотцепочный ремонт вагонов. Осенью 1941 года была введена "живая блокировка" для повышения пропускной способности.
Железнодорожные узлы, вокзалы, мосты, отдельные поезда и эшелоны, находящиеся вблизи от фронта, подвергались бомбардировкам, обстрелам и диверсиям со стороны врага. Тысячи железнодорожников погибли и были ранены, выполняя свой профессиональный долг.
Изменились графики работы паровозных бригад: они вели поезда до места назначения, не возвращаясь домой месяцами. На место ушедших на фронт мужчин в паровозные мастерские и депо пришли женщины и подростки.
Обеспечивая доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных гитлеровскими войсками областей и республик страны, железные дороги стали связующим звеном между фронтом и тылом.
Железнодорожники обеспечили подготовку и проведение более 50 стратегических и наступательных операций, осуществлённых Советскими вооруженными силами в ходе Великой Отечественной войны. Успеху этих операций способствовала своевременная доставка из глубины страны боеприпасов, горючего, продовольствия и других средств. Общий объем перевозок в период подготовки решающих сражений достиг 1 млн тонн.
Помимо решения военных задач, железным дорогам необходимо было продолжать непрерывное снабжение промышленности сырьем, топливом, металлом и другими важными грузами, а также осуществлять пассажирские перевозки. Благодаря работе железной дороги в годы войны удалось связать важнейшие экономические районы тыла в гигантский по территории народнохозяйственный комплекс.
Без героического, самоотверженного подвига железнодорожников в 1941-1945 годах Победа была бы немыслимой.
Рекомендую к прочтению:
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.