Андрей МУСАЛОВ
За почти двухсотлетнюю историю отечественные пограничные структуры не раз меняли ведомственную принадлежность. Они подчинялись Министерству финансов Российской империи, входили в состав органов безопасности и внутренних дел Советского Союза, были самостоятельным ведомством в первое десятилетие существования Российской Федерации. Ныне Пограничная служба входит в состав ФСБ России.
Опыт, полученный в ходе защиты рубежей, позволил отечественным пограничным структурам создать уникальную систему подготовки, несения службы, традиций. Это касается и пограничной формы одежды. На всём протяжении существования пограничных структур она отличалась от общеармейской и флотской формы. Это произошло далеко не случайно. Армейские части и корабли флота большую часть времени проводят в местах постоянной дислокации – военных городках, базах, казармах. Боевые действия, полевые выходы и учения для них становятся для них особым периодом, ограниченным по времени.
Совсем иное дело пограничники, львиную долю своего времени находящиеся в условиях, приближенных к боевым. И днём и ночью, в любую погоду, на любом участке местности стражи границы непрерывно охраняли и охраняют рубежи страны, никому не позволяя незаконно пересекать их. Засады, погони, поиски, боевые столкновения – для пограничников это не что-то «из ряда вон», а самая обычная повседневность.
Зачастую стражи границы постоянно находятся вдали от населённых пунктов и стационарных строений, в отрыве от баз снабжения и могут рассчитывать только на себя. Вся их служба — сплошной марафон суровых испытаний, поскольку постоянно проходит на «открытом воздухе», в том числе: в районах с арктическим, высокогорным, пустынным климатом где в избытке хватает разного рода капризов природы: осадков, ветра, зноя, холода. Вот почему пограничники всегда предъявляли к своей форменной одежде повышенные требования, прежде всего — к защитным свойствам, удобству ношения, износостойкости. От нее во многом зависело не только здоровье военнослужащего, но и выполнение им ответственной задачи по охране границы.
Немаловажным было ещё одно качество пограничной формы - внешний вид. Именно пограничники, несущие службу на контрольно-пропускных пунктах являются лицом государства. Они первыми встречают тех, кто прибывают в нашу страну, их последними видят те, кто уезжает за рубеж.
В ИНТЕРЕСАХ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ
Впервые вопрос о регулярной охраны границ Русского государства возник во времена правления Ивана IV. Стремительное расширение территории потребовало не только защиты новых пределов, но и контроля за перевозкой товаров из сопредельных земель. 1 января 1571 года своим указом Иван Грозный повелел воеводе князю Михаилу Воротынскому: «Ведать станицы, сторожи и всякие свои государевы польские (степные) службы».
Как и в других странах, в России длительное время не было специализированных пограничных и таможенных структур. Защиту и контроль границ поручали регулярным армейским частям, ландмилиции или казакам. Все они носили свою стандартную униформу. Лишь в 1800 году французская таможенная стража получила специализированную форму одежды. Она состояла из светло-зелёного мундира, фрачного покроя общеармейского образца, такого же цвета штаны и чёрную шляпу-двууголку.
В Российской империи таможенники обрели собственную форму в 1827 году, когда вышел указ Николая I для Таможенной стражи департамента таможенных сборов Министерства финансов. Комплект обмундирования включал однобортный фрачный мундир тёмно-зелёного цвета, рейтузы навыпуск серо-синего цвета со светло-зелёным кантом, кожаные краги. В холодное время поверх надевалась шинель общеармейского образца. Головным убором служил чёрный кожаный кивер пехотного образца с налобником из жёлтой меди, на котором, под двуглавым орлом были выбиты буквы «ТС» - «Таможенная стража». Офицеры-таможенники носили шляпы-двууголки. Погоны нижних чинов, эполеты офицеров, канты по воротнику, обшлагам и отворотам фалд имели тёмно-зелёный цвет, принятый в Министерстве финансов России. Позже этот цвет стал для российских стражей границы традиционным.
В 1832 году российская Таможенная стража была переименована в Пограничную стражу. Соответственно буквы «ТС» на налобнике кивера были заменены на «ПС». Форма таможенников получила ряд изменений. У нижних чинов погоны были заменены на металлические эполеты жёлтого цвета с зелёной гарусной бахромой. У офицеров эполеты были чешуйчатыми, со звёздами соответственно чину. В этот период кивер дополнила фуражка из серого сукна с тёмно-зелёным околышем и светло-зелёными кантами. Шинель традиционного серого цвета имела стоячий воротник и застёгивалась на семь гладких пуговиц из жёлтого металла.
Особенностью периода правления Николая I стала максимальная регламентация всех сторон повседневной жизни. В рамках этого явления, в 1835 году, форма офицеров, в том числе и пограничников, получила довольно сложное разделение на: парадную, праздничную, воскресную, обыкновенную, «в шинели». Следует также отметить, что русские военные, не только солдаты, но и офицеры, фактически всегда обязаны были носить форму и холодное оружие – на службе, вне службы, в отпуске, в присутственных местах.
Форму 1835 года можно увидеть на одной из первых картин, вошедших в собрание Третьяковской картинной галереи – «Стычка с финляндскими контрабандирами», художника Н. Худякова. Написанная в силе академизма, она, тем не менее, очень точно отображает особенности пограничной службы первой половины XIX столетия, когда основной задачей стражей границы была именно борьба с контрабандой. Пути, по которым происходила доставка незаконных товаров, проходили на самых удалённых, труднодоступных участках. Пограничникам приходилось устраивать засады, либо вести длительное преследование контрабандистов. Нередко случались ожесточённые стычки.
Подобная особенность пограничной службы выявила ряд недостатков униформы общеармейского образца, которая хорошо смотрелась на парадах, но в условиях постоянной боевой службы на границе была неудобна. Поэтому было решено создать для стражей границы специализированную униформу. Примечательно, что она впервые разрабатывалась пограничным ведомством самостоятельно, без оглядок на общеармейские образцы. Все предложения предоставлялись на Высочайшее утверждение министром финансов.
22 июня 1845 года вышел указ императора «О переменах в обмундировании и вооружении чинов пограничной стражи». Согласно ему, из формы пограничников исчезли многие излишне яркие и непрактичные элементы. Эполеты рядового состава лишились бахромы. Пуговицы мундира, прежде бывшие гладкими, получили изображение государственного герба – орла с опущенными вниз крыльями. Суконные панталоны приобрели тёмно-зелёный цвет со светло-зелёной выпушкой. Пешие стражники лишились кожаных краг. Кивер оставался лишь в качестве парадного головного убора. В повседневной жизни рядовые и унтер-офицеры носили фуражку-бескозырку, тёмно-зелёного цвета со светло-зелёными кантами. Офицерам полагалась фуражка с козырьком. Её околыш и тулья имели тёмно-зелёный цвет. Головной убор украшал светло-зелёный кант, на околыше крепилась металлическая бело-чёрно-оранжевая кокарда.
Тенденция к практичности форменной одежды защитников рубежей усилилась в 1855 году. 15 апреля появилось «Описание изменений обмундирования, вооружения и конского убора пограничной стражи». Взамен фрачного мундира пограничники получили гораздо более удобный мундир-полукафтан тёмно-зелёного цвета. В качестве головного убора была введена барашковая папаха. С офицерского пояса-шарфа исчезли кисти. На пуговицах вместо герба появилось изображение гранаты.
Очередной указ, от 22 мая 1864 года, ввёл для нижних чинов новый двубортный мундир с отложным воротником. Для офицеров сохранялся мундир со стоячим воротником, который украшали золотые петлицы. Его дополнял летний полотняный китель белого цвета. Пуговицы вновь стали гладкими. У офицеров они были золочёными, у нижних чинов – медными.
Согласно военной моде тех времён, солдатские панталоны сменили широкие шаровары серо-синего цвета, а для офицеров были введены брюки навыпуск. Комплект формы дополняли высокие, до колена сапоги, и шинель с отложным воротником, на который нашивались светло-зелёные клапаны. Снаряжение пограничников изготавливалось из кожи чёрного цвета. Офицерам полагались плечевые портупеи из золотого галуна. Повседневным головным убором стала фуражка с козырьком. Летом офицеры носили фуражки с чехлами белого цвета.
ОТДЕЛЬНЫЙ КОРПУС ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ
В конце ХIХ века, с развитием товарного обмена и распространением сети таможенных учреждений, в значительной мере усложнилась работа таможенного управления, которое было ещё обременено руководством пограничной стражей. Для того чтобы упорядочить деятельность государственных структур на границе Российской империи, Александр III 15 (27) октября 1893 года подписал Указ Правительствующему Сенату о преобразовании пограничной стражи в Отдельный корпус Пограничной стражи (ОКПС).
Так как корпус подчинялся Министерству финансов, то его основной задачей была борьба с контрабандой и трансграничным криминалитетом. Несмотря на то, что протяженность границ Российской империи была огромной, ОКПС сумел взять под охрану большую ее часть, добившись высокой плотности стационарных погранпостов на каждом отдельном участке, чего не было ни в одной другой стране мира. В большинстве стран стационарными постами охранялись только наиболее ответственные участки границы. Обычно же границу охраняли конные разъезды.
В период наибольшего развития, в 1917 году, ОКПС насчитывал 350 тысяч штыков и был весьма эффективной структурой. Структурно корпус состоял из 34 бригад и 2-х особых отделов. Бригады распределялись по 8 пограничным округам (по 2—7 бригад в округе). Бригады делились на отделы, отряды и посты.
Император, создавая ОКПС, считал, что форма стражей границы должна соответствовать условиям их служебной и боевой деятельности. Пограничники получили удобную в обращении форму и снаряжение, со своеобразной отличительной особенностью — «светло-зелёной выпушкой» по обшлагам кителя и тёмно-зелёную фуражку со светло-зелёным кантом.
Личный состав ОКПС носил обмундирование драгунского типа, включавшее: темно-зелёный двубортный мундир, шаровары из серо-синего сукна, сапоги, серую шинель, фуражку летом и папаху зимой. Рядовым полагался мундир с отложным воротником, а офицерам — со стоячим. Кроме того, на летний период рядовому составу в качестве повседневной одежды были положены гимнастические рубахи белого цвета, или попросту — гимнастёрки. Свою форму нижние чины того времени носили по-особенному – молодцевато. Фуражку и папаху заваливали набекрень, шаровары – большим напуском на сапожные голенища.
В 1894 году вышло Высочайшее повеление «Об учреждении нормальной табели вещевого довольствия обмундирования нижних чинов ОКПС и досмотрщиков таможенного ведомства». В соответствии с ним определялись денежные средства, выделяемые для пошива униформы, а также устанавливались сроки носки и количество выдаваемых предметов для нижних чинов. Так, пограничник-объездчик получал одну фуражку суконные шаровары, пару кожаных сапог на год. Папаху, суконную шинель и полушубок — на 2 года.
Кроме этого рядовым и унтер-офицерам полагались «амуничные деньги». Их размер в разных регионах империи отличался. Например, в Заамурском округе сумма на одного пограничника составляла 12 рублей в год, а в среднеазиатских бригадах — 20. Эти средства предназначались не только для ремонта обмундирования и снаряжения, но и для помывки в бане и стирки. За счёт амуничных денег каждому нижнему чину централизованно выдавались две смены белья, чехол для фуражки, галстук, портянки и полотенце. Также выделялись средства для пошива обмундирования в коммерческих мастерских.
В отличие от нижних чинов, офицеры обмундировывались за казённый счёт только по выпуску из военного училища. В дальнейшем — исключительно «на свои кровные». Надо заметить, это было весьма затратно, поскольку форма подразделялась на парадную в строю, парадную вне строя, обыкновенную, повседневную в строю, повседневную вне строя, бальную. Офицеру полагалось иметь по четыре комплекта зимнего и летнего повседневного обмундирования: для строя, для казармы, для выхода в город, для поездки в гости. Комплекты включали: парадный мундир, летнее пальто, зимнюю шинель, папаху, несколько пар сапог для разных надобностей, сюртук, несколько брюк, перчатки (белые и коричневые), эполеты, погоны, различное снаряжение и, наконец, несколько зимних и летних фуражек — для поля, для казармы и для выхода в город. И всё — за свой счёт!
Между тем оклады русских офицеров были одними из самых низких среди ведущих армий мира. На рубеже веков подпоручик имел годовой доход в 677 рублей. В то же время денежное довольствие немецкого лейтенанта составляло 895 рублей. С движением по карьерной лестнице доход рос незначительно. Штабс-капитан получал 1305 рублей, капитан — 1880. При этом только новый мундир обходился в 65 рублей, а в кавалерии ещё дороже! Китель стоил 25 рублей, сапоги — 2. Помимо этого необходимо было содержать лошадь, также из личного кармана. А ещё снимать соответствующее чину и положению жильё, покупать дрова или уголь для его отапливания…
В 1902 году для всех чинов ОКПС была введена папаха со светло-зелёным верхом. Такой же цвет получили и фуражки. Их околыш остался тёмно-зелёным, а верх стал светло-зелёным. В зимнее время головные уборы дополнял шерстяной башлык, предохранявший от мороза и ветра. На погонах рядовых в этот период краской стали наносить буквы «ПС» — пограничная стража.
Для нижних чинов в ОКПС была принята практика жалования шевронов. Старшим и младшим вахмистрам при поступлении на сверхсрочную службу полагался один узкий серебряный. По окончанию второго года – такой же шеврон, только широкий. По истечении четырёх лет они носили золотой узкий, а шести — такой же, но широкий. Унтер-офицеры нашивали в начале сверх положенной службы серебряный узкий шеврон. За пять лет им выдавался золотистый узкий.
Фото и иллюстрации из архива автора и сети интернет