Найти тему
Государственный Эрмитаж

Загадочный амазонит

Друзья, мы продолжаем проект совместно с Институтом Карпинского.

В нашей рубрике мы посмотрим на Эрмитаж и его экспонаты с точки зрения геологии: из каких камней и минералов созданы здания и экспонаты музея.

В этот раз речь пойдёт об амазоните.

«Нигде меня не охватывало такое чувство восхищения перед богатством и красотой природы, как на амазонитовых копях. – Писал об амазоните в своих "Очерках по истории камня" российский минералог Александр Ферсман. – Глаз не мог оторваться от голубых отвалов блестящего шпата; всё вокруг было засыпано осколками этого камня, которые блестели на солнце и отливали мельчайшими пертитовыми вростками, резко отличаясь от зелёного тона листвы и травы...».

Предлагаем вам сегодня познакомиться поближе с удивительным амазонитом.

Амазонит, Кольский полуостров
Амазонит, Кольский полуостров

Он представляет собой голубовато-зелёную разновидность минерала микроклина, относящегося к группе полевых шпатов. Формирование камня происходит в гранитах и пегматитах – невмалитовых и гидротермальных образованиях (невмалитовые – то есть образованные горячими минерализованными парами и газами, гидротермальные – с участием горячих водных растворов, при высоких давлениях). В природе встречаются и мелкие камни амазонита, и крупные кристаллы длиной до 1,5 метров. Обычно минерал формирует крупнозернистые скопления и жилы либо находится в виде монокристаллических вкраплений неправильной формы.

Цвет амазонита – голубовато-зелёный, с включениями белого или желтоватого полевого шпата альбита. Именно последний делает окраску неоднородной и создаёт на поверхности камня причудливые узоры из светлых прожилок. Интересно, что цвет минерала обычно не меняется под воздействием температуры или преломления света: это обусловлено примесью свинца. Только при температуре 300–500 °C цвет камня исчезает, но после радиоактивного или рентгеновского облучения может частично восстановиться. Необратимо он теряется при нагревании амазонита до 600 °C.

Камень из ниоткуда

История амазонского камня загадочна и полна противоречий. Название «амазонский камень» всплывает в трудах минералога Роме-де-Лиля и естествоиспытателя Александра Вильгельма Гумбольдта примерно в середине 1700-х годов. Изначально оно относилось к нескольким окатанным и плохо определённым зеленоватым галькам, которые неизвестный коллекционер привёз из бассейна реки Амазонки. Среди этих галек знаменитый минералог того времени Рене Жюст Гаюи в 1738 году обнаружил зелёный полевой шпат. Однако на берегах Амазонки с тех пор не было найдено ни одного месторождения амазонита. По другой версии, название минерала связано с племенем женщин-воительниц амазонок, героинь древнегреческих мифов. Они носили пояса, украшенные зелёными камнями.

Амазонит также был обнаружен в гробнице Тутанхамона: там нашли различные амулеты и бусы из этого камня. Однако точное происхождение амазонита до сих пор не определено. Российский минералог Александр Ферсман в своих «Очерках по истории камня» писал: «Откуда брал Египет этот камень, столь близкий по тонам к бирюзовым минералам синайских месторождений или к излюбленным голубым пастам? Где его коренное месторождение: в верховьях ли Нила – в Эфиопии и современной Абиссинии, в пегматитовых ли жилах гранитной пустыни Ливии или в восточных дебрях Кермана и Бадахшана? Минералог не может ответить на эти вопросы, так как он не знает в этих краях пегматитовых жил с амазонитом и указание на Ю. Урал или жилы Монголии вряд ли может дать разгадку прекрасному, но редкому камню Египта».

Обогнавший изумруд

Амазонит, Челябинская область, месторождение Ильменские горы
Амазонит, Челябинская область, месторождение Ильменские горы

В России амазонит впервые обнаружил инженер Иван Герман в пегматитовых жилах Ильменских гор Урала в 1783 году. На тот момент это стало единственным известным в мире коренным месторождением загадочного минерала. В то время в России ещё не были открыты месторождения таких впоследствии знаменитых зелёных камней, как малахит, изумруд и нефрит. Поэтому амазонит сразу получил небывалую известность и популярность, в том числе и в Европе. Но слава русского амазонита как «монополиста» продержалась недолго: уже во второй половине XIX века были открыты новые крупные месторождения – в Северной и Южной Америке, на острове Мадагаскар и другие.

Кристалл амазонита из гранитного пегматита, Кольский полуостров, Плоскогорское месторождение
Кристалл амазонита из гранитного пегматита, Кольский полуостров, Плоскогорское месторождение

Интересный факт: уральские горняки считали находку амазонита верным признаком того, что поблизости находится топаз и ювелирный раухкварц. Причём, по их мнению, чем гуще зелёный цвет амазонита, тем больше была вероятность найти качественные самоцветы.

Очень долгое время ильменское месторождение оставалось единственным в России. Лишь в 1960 году в центральной части Кольского полуострова был найден лучший амазонит в России. На возвышенности Кейвы обнаружили более 150 амазонитовых жил и обследовали около 50. По своим декоративно-художественным качествам кольский минерал превосходил знаменитый уральский.

Сегодня наиболее крупные из известных месторождений амазонита расположены в Средней Азии, Украине, Бразилии, Монголии, Канаде, Индии, США, Норвегии и Южной Африке. Однако самые качественные образцы до сих пор добывают на Кольском полуострове и в Прибайкалье.

Амазонит в искусстве

Небольшие амазониты используют в качестве недорогого поделочного камня для создания украшений. Также из амазонита изготавливают декоративные произведения небольшого размера: шкатулки, статуэтки, сосуды. Хорошо сформированные кристаллы, изредка находимые в полостях пегматитовых жил, в силу своей эстетической привлекательности и редкости, являются весьма популярным и дорогим коллекционным материалом. Кроме того, амазонит в тонких пластинках (2–3 мм) хорошо просвечивает, что позволяет использовать его в витражах, светильниках и других изделиях.

Добытый на уральских рудника амазонит обычно обрабатывался на Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабриках. Изделия из лучших образцов поступали в коллекцию Екатерины Великой, которая интересовалась драгоценными и полудрагоценными камнями.

Императрице удалось собрать несколько тысяч природных материалов в кристаллах, штуфах и полированных образцах, огромное количество камней, ювелирные изделия, уникальные монументальные произведения прикладного искусства.

В своём труде о Петербурге и его дворцах, изданном в 1794 году, медик, путешественник и этнограф Иоганн Готлиб Георги писал: «...ряд комнат на берегу Невы украшен с наиизяйщнейшим вкусом… Во всех комнатах находятся также... и богатые вазы, урны, группы и разные искусственные вещи: мраморные, яшмовые, яхонтовые, порфирные и из других каменьев...».

1 из 2
1 из 2

К сожалению, после пожара в Зимнем дворце в 1837 году в Эрмитаже осталось всего лишь несколько крупных камнерезных изделий последней четверти XVIII века. К одним из них относятся четыре парные вазы высотой 27 и 25 сантиметров из амазонита ильменского месторождения. Они были изготовлены в 1780-х годах на Петергофской гранильной фабрике и украшали интерьеры Екатерины II.

Для создания ваз использовались высококачественные крупные кристаллы амазонита, которые довольно легко поддаются обработке и могут приобретать сложные формы. Изящные и причудливые линии искусно подчёркиваются переливами голубого и нежно зелёного цвета с редкими чёрными прожилками и вкраплениями бело-желтоватого альбита.

Шкаф-кабинет с мозаичным панно «Арабески»
Шкаф-кабинет с мозаичным панно «Арабески»

Примером более поздних произведений искусства Петергофской гранильной фабрики из амазонита служит мозаика «Арабески», которая украшает двухстворчатый шкаф-кабинет, выполненный из чинара.

Прообразом этого шкафа послужил его «коллега» из красного дерева, привезённый из Парижа в 1884 году. К нему также прилагались рисунки Генри Дассона. Петербургские мастера (Андрей Шутов, Александр Соколов и другие) изготовили по ним шкаф из чинара с мозаичным панно. Эскизы для него были созданы архитектором Николаем Набоковым по оригинальным рисункам Франсуа-Себастьяна Лериша, художника эпохи Людовика XVI. Синий фон выполнен из бадахшанского лазурита, некоторые части птиц и вода – из кахолонга и яшмы, а из амазонита набраны различные растения. Кстати, уральский амазонит часто использовали в мозаиках для изображения зелени.

Посмотреть на чинаровый шкаф с амазонитом можно в Малахитовой гостиной Эрмитажа (зал № 189), а познакомиться с историей и свойствами этого минерала мы приглашаем вас в Геологоразведочный музей Института Карпинского.