Найти тему
Без музыки совсем не то

Вот «Присты» зажгли так зажгли! «Invincible Shield», 2024 г. Круто и убойно, ни одного «проходняка» – настоящий хэви-баттл

В 2005 году известнейшая британская хэви-металлическая группа Judas Priest воссоединилась с Робом Хэлфордом после 10-летней разлуки, и пошла-поехала штамповать один убойный альбом за другим, несмотря на то, что давно уже перешла в разряд «старичков». Правда, концепция музыки очень сильно изменилась – отныне никакого уникального материала на этих альбомах не появлялось, зато новое дыхание получили все старые штампы, которые группа активно применяла в 70-80-х годах. Это новое хэви-металлическое направление получило свое обозначение – «хайпотворчество», но как оказалось, это самое «хайпотворчество» могут правильно оседлать только те «группы-старички», музыканты которых не потеряли вкуса к жизни. А Judas Priest относятся именно к таким группам, которых сегодня, правда, осталось совсем уж немного.

Judas Priest в 2024 году
Judas Priest в 2024 году

Очень странно сравнивать сегодняшних «старичков» хэви-металла друг с другом по профессиональным качествам, но по музыкальным особенностям сравнивать можно и даже нужно. Я уверен, что хотя бы гипотетически у групп, проработавших в своем амплуа 40 или 50 лет, профессиональные качества должны только повышаться. Но вот повышение это у разных исполнителей происходит по-разному и в разных направлениях. И самая главная проблема «старичков», которые не могут уже двигаться в сторону улучшения музыкальных особенностей - банальная усталость.

На видео: не стареющий "старичок" Элис Купер представляет "Пристов" на каком-то выступлении. Тут еще играет К. К. Даунинг

Но разные музыканты борются с этой усталостью по-разному. Я, к примеру, всегда уважал Лемми Килмистера, потому что он свою усталость весьма мастерски маскировал самоплагиатом, никогда не уставая банально хайповать. Он мог бы, конечно же, нанять хорошего композитора, чтобы оживать репертуар Motorhead более классическим путем, но не делал этого сознательно. По принципу «одна палка, два струна – я хозяин вся страна», и зачем придумывать что-то новое?

И у Лемми прекрасно получалось поддерживать к себе интерес как к выдающемуся музыканту-классику самыми дешевыми методами, и никто никогда не говорил, что этот монстр устал, исписался, играет что-то не то, и вообще. Он прекрасно обошелся и без наемного композитора, сделав ставку на привычный хайп, тем Лемми и был хорош.

Так же я уважаю и Scorpions, которые последние пару десятилетий пошли по тому же пути. Они до сих пор шпарят свои металлические рок-н-роллы и шекспировские баллады, и что-то не похоже на то, что они устали. Да, они в XXI веке перелицевали весь свой репертуар 70-х-80-х, выдавая это за оригинальное творчество и нарезая его на новые студийные альбомы. Но никто не скажет, что «Скорпы» устали и исписались.

Не знаю, может им нанять хорошего композитора денег не хватает, что вполне вписывается в концепцию «скаредного немца». Но эти немцы, скорее всего, прекрасно знали, что их древнее, по-настоящему классическое, творчество никто из нынешних фанатов не слушает, а раз так, то нет ничего зазорного в том, чтобы не использовать этот забытый материал заново с огромным для себя прибытком.

Я уже написал рецензию про последний альбомчик «Скорпов», м ссылка не нее тут» «Scorpions «Rock Believer», 2022 г. Как немцы обурили своих фанатов, впарив им сборник старых песен в новых обработках».

Но не всем так мастерски удается крутить это колесо – те же Оззи, Iron Maiden или AC/DC, скорее всего, и на самом деле устали. Они тоже используют всю свою старую классику, но этот как раз тот случай, когда хороший взрывотехник никогда не станет хорошим каменщиком. То, что Оззи, «Мэйдены» и «Аки-Даки» могли в своей жизни взорвать – они повзрывали еще в XX веке, а вот использовать былые пиротехнические приемы для продолжения своего творческого наследия они почему-то не смогли.

Что так? Да просто они понадеялись на авось, решив, что выедут на кривой козе без особых затрат, и в итоге пекут сегодня блины, которые пипл хавает только из-за рекламы. Это мне чем-то напоминает бессмертное фантастическое произведение бессмертного Станислава Лема «Футурологический конгресс», когда обитатели будущего живут в самом настоящем дереме (почти буквально), полагая, что процветают в блистающем мире изобилия и благополучия, с рождения до самой смерти находясь под действием сильных галюционогенных веществ, которыми их пичкает правительство.

Футурологический конгресс. Плакат к одноименной книге Ст. Лема
Футурологический конгресс. Плакат к одноименной книге Ст. Лема

Вот это как раз о нынешних успехах очень многих давно «завянувших» былых гигантов хард-рока и металла. Они мне напоминают зомби, жизнь в которых поддерживается только благодаря усилиям звукозаписывающих корпораций, пичкающих «гаюционогенами» миллионы рок-фанатов, чтобы покупали новые альбомы своих давно уставших зомби.

А почему сами компании не нанимают для своих зомби хороших композиторов?

Я думаю, что вовсе не от жадности – просто хорошие композиторы сегодня почти закончились, а тех, которые еще есть, на всех не хватает. Да, есть сегодня группы и исполнители, которые «фуфла не гонят», но таких мало, а в основном сегодня процветают всяческие «хайпожоры» наподобие упомянутых выше Scorpions и многих других наподобие Удо, Элиса Купера или «Металлики».

Конечно же, я не скажу, что «хайпожорство» - это плохо. И из одной унылой картошки можно приготовить 100 разных прекраснейших блюд по старым рецептам, которые не «запедло захавать» даже самому привередливому гурману. Вот также делают сегодня свою музыку и наиболее талантливые «хайпожоры» типа Scorpions, Удо или «Металлики». И эта музыка воспринимается на «ура!» и без воздействия всякой галюционогенной рекламы.

К таким «хайпожорам» высшего уровня относятся и «старички» Judas Priest, которые в этом году отметили 50-летие с момента выпуска своего первого долгоиграющего студийного альбома «Rocka Rolla». И к этому событию «Присты» приурочили свой 19-й альбом «Invincible Shield», который по рейтинговым показателям стал чуть ли не самым лучшим творением группы со времен возвращения Роба Хэлфорда и выхода по-настоящему убойного альбома «Angel of Retribution» в 2005-м.

Вообще-то «хайпожорством» «Присты» начали заниматься как раз после того, как закончили свои эксперименты с Тимом Оуэнсом, окончившиеся страшным провалом не только в Америке, но и везде, где можно. Когда в Родную Гавань снова причалил Бог Металла, имевший за эти 10 лет прекрасный опыт сольной деятельности, он и принес с собой эту идею – не изобретать паровоз. Просто нужно клонировать всю старую музыку, потому что, как оказалось, в XXI веке уже невозможно сочинить чего-то уникального, а самоплагиат, помноженный на хайп, работает прекрасно.

CD-выпуск альбома  Judas Priest "Invincible Shield", 2024 г.
CD-выпуск альбома Judas Priest "Invincible Shield", 2024 г.

Вот на том и порешили, и не ошиблись. Первые четыре альбома – «Angel of Retribution» (2005 г.), «Nostradamus» (2008 г.), «Redeemer of Souls» (2014 г.) и «Firepower» (2018 г.) пошли буквально на «ура!», распродаваясь многосоттысячными тиражами, не отставали от них и синглы, выпущенные с этих альбомов. Это ли не повторение прежнего успеха?

Список песен на альбоме Judas Priest "Invincible Shield", 2024 г.
Список песен на альбоме Judas Priest "Invincible Shield", 2024 г.

Конечно, успех несомненен, особенно учитывая, что давно наступила эпоха Интернета, откуда любую музыку можно скачать даром, причем далеко не в плохом качестве. Большинство таких же «старичков» и о таком успехе не мечтали. Ясно, что до коммерческого успеха Оззи или «Металлики» «Присты» не дотягивали, но это было не особенно важно, главное, что они были «в деле» и «сидели» неплохо.

На видео: тут весь альбом Judas Priest "Invincible Shield" в клипах и прочих роликах

И вот, весной 2024 года вышло очередное творение Judas Priest – альбом «Invincible Shield», возглавивший американские (Billboard Hard Rock Albums), британские (Rock & Metal Albums) и германские (Offizielle Top 100) чарты, а также много других, более мелких. Правда, некоторые предыдущие альбомы имели такие же показатели, но это только говорит о том, что «Invincible Shield» получился не хуже, а по мне – так даже лучше, чем два предыдущих творения «Пристов».

Виниловый выпуск альбома  Judas Priest "Invincible Shield", 2024 г. Винил был черным, синим, розовым и каким-то, может быть, ещё
Виниловый выпуск альбома Judas Priest "Invincible Shield", 2024 г. Винил был черным, синим, розовым и каким-то, может быть, ещё

И вот, как теперь сравнивать этот альбом с тем, что в последние годы поназаписывали многие другие группы и сольные исполнители?

Если бы я составил топ «металлических старичков» типа Оззи, «Металлики», Элиса Купера, «Скорпов», AC/DC, Iron Maiden, Nazareth и прочих подобных, то совершенно все их последние творения окажутся ниже последнего «пристовского» альбома. Я не скажу, что «Присты» этим альбомом всех удивили, потому что они для его создания использовали все лучшие, и даже не лучшие, штампы из своего «доисторического» творчества. Но они сделали на этих штампах хоть и не уникальный, но очень живой и даже бешеный альбом – как раз в том стиле, к какому фанаты группы и привыкли, то есть без всяких ненужных экспериментов.

Конверт винилового выпуска
Конверт винилового выпуска

И еще что немаловажно – над этим альбомом очень хорошо поработал британский продюсер (он же бывший гитарист хэви-металлических групп Sabbat и Hell) Энди Снип.

Все из моих читателей слышали бесподобные альбомы Accept с Марком Торнилло? Так вот – это Энди Снип поработал над новым саундом этой группы и вел все ее альбомы начиная с 2010 года. И последний альбом Accept – «Humanoid» (2024 г.) – получился настоящим шедевром, невзирая на то, что как раз с 2010 года эта группа стала играть типично «хайпожорскую» музыку, как и «Присты» со «Скорпами».

Разворот конверта винилового выпуска
Разворот конверта винилового выпуска

Правда, Энди Снипу не удалось поставить на путь «хайпожорства» таких бывших гигантов, как Megadeth и Saxon, хотя он «обработал» достаточно много последних альбомов этих групп – и поэтому они превратились в таких же унылых «экс-динозавров», как Оззи и Iron Maiden. Но зато с «Акцептами» и «Пристами» у него всё получилось просто гениально – комар носа не подточит.

Лейблы двух пластинок винилового выпуска. На розовом виниле так же встречаются лейблы розового цвета
Лейблы двух пластинок винилового выпуска. На розовом виниле так же встречаются лейблы розового цвета

Ну, о последнем альбоме Accept я уже писал тут: «Вот «Акцепты» зажгли так зажгли! «Humanoid», 2024 г. Круто и убойно, ни одной проходной песни – настоящий музыкальный концепт». Это по-настоящему шикарный альбом, несмотря на то, что основан на старых штампах группы и сделан буквально на хайпе. Вот точно такой же шикарный альбом продюсер-гитарист Энди Снип помог сделать и «Пристам», хотя, конечно, и все предыдущие продюсеры, поработавшие над альбомами Judas Priest в XXI столетии, понимали толк в «хайпотворчестве», когда нет желания тратиться на композиторов со стороны.

Два внутренних конверта для пластинок с двух сторон
Два внутренних конверта для пластинок с двух сторон

Но опять-таки – тут дело в самих музыкантах – хотят ли они продолжать быть успешными, или готовы, как и Оззи с «Мэйденами» и «Назаретами», просто «тянуть лямку»? Я думаю, что в один прекрасный момент все же в рядах «Пристов» и обнаружился уставший музыкант, готовый просто «тянуть лямку» - это гитарист К. К. Даунинг, от которого группа поспешила избавиться в 2013-м, заменив его на свежего мастера шести струн Ричи Фолкнера, готового хайповать вместе с остальными.

Как итог – все новые альбомы начали показывать в списках популярности заметно более лучшие результаты. А «Invincible Shield» стал кульминацией творчества группы после «второго пришествия» Роба Хэлфорда в 2004 году.

И остается только надеяться, что эта кульминация у Judas Priest будет не последней.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О JUDAS PRIEST НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Гитарист «Judas Priest» Гленн Типтон свой первый диск записал еще в 1973 году

Саймон Филлипс стучал в Nazareth '75 и в Judas Priest '77, и сегодня он – самый именитый сессионный барабанщик

Judas Priest «Sin After Sin» 1977 г. ~ первый успех группы, который определил ее дальнейшее бытие

Judas Priest «Stained Class», 1978 г. Именно с этого альбома началась эра спЕЕд-метала и трэша

Альбом «Ram It Down», 1988 г. ~ вершина всего творчества Judas Priest, настоящий Эверест среди остальных LP-гигантов группы